По «Секрету» всему свету

26.04.2013

Денис БОЧАРОВ, обозреватель "Культуры"

26 и 28 апреля в столичном «Крокус Сити Холле» пройдут концерты бит-квартета «Секрет», приуроченные к тридцатилетию группы. Официальной точкой отсчета профессиональной деятельности коллектива считается 20 апреля 1983 года: именно в этот день состоялась первая репетиция состава, впоследствии ставшего классическим: Максим Леонидов, Николай Фоменко, Андрей Заблудовский и Алексей Мурашов. «Секрет» — симпатичнейшее поп-музыкальное явление перестроечной эпохи. Песни «Привет», «Моя любовь на пятом этаже», «Сара Барабу», «Алиса», «Домой»... являлись подлинным украшением тогдашней рок-сцены.

Мелодичные, с явными битловскими интонациями, композиции группы делали упор прежде всего на музыкальность — это было особенно ценно на фоне возникшей в 80-е новой плеяды рокеров, стремившихся в своем творчестве не столько создавать самоценные музыкальные произведения, сколько при помощи стихотворных острот «на злобу дня» вскрывать различные язвы советского общества. Нельзя сказать, что классический «Секрет» полностью абстрагировался от социальной тематики, но главное его достоинство заключалось не в этом. Своими запоминающимися мелодиями квартет невольно развенчивал негласный миф, укоренившийся в сознании «олдовых» меломанов и не выветривающийся по сей день: русский рок — это прежде всего тексты, музыка стоит на втором месте. Словом, на карте отечественной поп-культуры «Секрет» занимает достойное и в чем-то даже уникальное место.

И вот, сегодня музыканты отмечают тридцатилетний юбилей. Но вся штука в том, что в своем «золотом» составе, как полноценно функционирующий коллектив, группа просуществовала всего шесть лет — в 1989 году, вскоре после выхода на «Мелодии» пластинки «Ленинградское время», из «Секрета» ушел Максим Леонидов. Главный композитор и вокалист бит-квартета отправился на сольные хлеба и в течение нескольких лет проживал в Израиле. Какое-то время осиротевшая троица пыталась не сдаваться, выпустила три студийные пластинки, не шедшие, увы, ни в какое сравнение с материалом, записанным группой в 80-е.

Когда коллектив покинул второй лидер, Николай Фоменко, так называемый «Секрет» продолжил свое существование скорее по инерции, которой хватило на запись еще одного студийника. А с 1997 года и по сей день бренд функционирует вообще в виде курьеза: Андрей Заблудовский периодически гастролирует с командой «Секрет-99», а участники оригинального состава раз в пять лет вспоминают о том, что неплохо бы отметить очередную круглую дату парочкой концертов. Но спрашивается: о каких тридцати годах может идти речь, если группы как таковой нет уже, по меньшей мере, более пятнадцати лет?

Хорошие песни, конечно же, не ржавеют, и приличная заполненность залов на этих псевдо-юбилейных торжествах свидетельствует о том, что люди по-прежнему помнят и любят лучшие «секретовские» композиции. Однако имеет ли коллектив моральное право всерьез говорить о долгой истории собственного существования, если никакой истории, по большому счету, нет? Вообще, подобная ситуация весьма показательна для отечественных музыкальных ансамблей: многие из них порой любят «восстать из пепла» и триумфально воскреснуть, когда люди о них, в массе своей, и думать забыли. Что-то в этом есть неестественное и даже недостойное. От подобных натужных привязок к юбилейным информационным поводам за милю веет банальным желанием, сыграв на ностальгических чувствах поклонников, срубить денег по-скорому.

Отчаянное цепляние за круглые даты, если между ними зияет пустота и творческое бездействие, не то что на юбилеи — на камбэки не тянет. Если уж возвращаться, то с новым материалом (будь то альбом, DVD, книга, фильм) или широкомасштабным туром. А коли отмечать юбилей, то не «ни с того ни с сего», а на основании предшествовавших ему активных творческих действий (регулярные концерты или опять-таки свежие студийные записи). И тогда к подобным торжествам будет больше доверия.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий

Комментарии (2)

  • alt

    Александра 26.04.2013 15:21:29

    Денис, в вы добрее, а главное - профессиональнее быть не пробовали быть?
    "Какое-то время осиротевшая троица пыталась не сдаваться, выпустила три студийные пластинки, не шедшие, увы, ни в какое сравнение с материалом, записанным группой в 80-е." - это вы с чего взяли? Что они "не шли ни в какое сравнение"? Вы слушали эту музыку? Диск "Оркестр в Пути" был записан с привлечением оркестра "Кейптаун", на редкость профессионально. А песни с этой пластинки, такие, как "В жарких странах", "Не говори мне прощай", "Ночь", "Она так любит" многими поклонниками группы называются в числе лучших.

    "Но спрашивается: о каких тридцати годах может идти речь, если группы как таковой нет уже, по меньшей мере, более пятнадцати лет?" - Ну уж это, я так думаю, личное дело музыкантов.

    "Если уж возвращаться, то с новым материалом (будь то альбом, DVD, книга, фильм) или широкомасштабным туром. А коли отмечать юбилей, то не «ни с того ни с сего», а на основании предшествовавших ему активных творческих действий (регулярные концерты или опять-таки свежие студийные записи)." - а уж тут вы совсем сели в лужу, г-н журналист. Бросились кропать свой пасквиль, не изучив матчасть. "Секрет" как раз таки и вернулся с новым материалом. На данный момент 6 новых песен записано. По меньшей мере,две из них уже стали радиохитами. А вы и не знали... Какая жалость...
    Если уж и писать статью, г-н Бочаров, то внимательно изучив вопрос, о котором пишете. А то как-то глупо получается.
  • alt

    Рыж 26.04.2013 17:15:27

    Александра! Полностью поддерживаю!
    А книга,г-н журналист тоже есть, сегодня утром вышла!) А какая поищите сами)
    И прежде чем что то писать, проверяйте актуальную информацию)
    А ребятам форевер!!!!
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть