Свежий номер

Рижский бальзам для манкуртов

26.04.2013

Игорь ДМИТРИЕВ, обозреватель "Культуры"

Помните популярный многосерийный фильм производства Рижской киностудии «Долгая дорога в дюнах», многие события которого происходят в послевоенной Латвийской ССР? Или кинокартину «Город под липами», рассказывающую о том, как советские воины вместе с рабочими отрядами героически защищали город Лиепаю от фашистских оккупантов? В современной Латвии публичный просмотр подобных фильмов скоро может оказаться под запретом. Парламент этой страны уже принял в первом чтении законопроект о запрете использования советской символики на общественных развлекательных, праздничных, памятных, спортивных и прочих мероприятиях.

Согласно принимаемому документу, между советской и нацистской символикой нет никакой разницы. И та и другая, дескать, одинаково разрушительны для подрастающих умов. Но практика последнего времени демонстрирует, что упоминание фашистской атрибутики — лишь реверанс в сторону европейской политкорректности. Взять хотя бы торжественно открывшийся в сентябре прошлого года в центре города Бауска памятник карателям из трех полицейских батальонов, входивших в состав войск СС. Эти батальоны истребляли людей и под Брестом, и в Псковской области, и под Днепропетровском. В самой Латвии было уничтожено 90 % проживавших там евреев — свыше 80 000 человек. Более того, в одной этой маленькой стране было создано 23 (!) концлагеря.

Как известно, в годы войны наши войска эсэсовцев в плен не брали. Как кровавых военных преступников, для которых за их преступления не было места на земле. Однако в нынешней Риге ежегодно 16 марта проходит марш легиона СС. Ветераны-эсэсовцы ностальгически вышагивают по центру Риги, а президент Андрис Берзиньш еще и заявляет: «Считать их преступниками — это за пределами разумного». Его сторонники успокаивают возмущенную общественность — дескать, старичков осталось не больше пятисот, скоро вымрут, и проблема снимется сама собой...

Мой любимый фильм «Убить дракона» заканчивается тем, что рыцарь Ланцелот, вроде бы уже уничтоживший Дракона, неожиданно встречает его в окружении детей и слышит в свой адрес: «Теперь-то и начнется самое интересное!» Наряду с внешне безобидными старичками на шествие латышских эсэсовцев выходят и подростки, и даже совсем маленькие дети, которых привели «заботливые» родители. В некоторых детских садах Латвии уже проводятся «уроки патриотизма», где подрастающему поколению рассказывают об этой «героической» странице истории. Альтернативная точка зрения, судя по всему, скоро не будет и предполагаться. Поэтому-то и был внесен в Сейм законопроект о запрете советской символики. Причем его инициаторы настаивали на скорейшем, просто экстренном, принятии — не в трех чтениях, как всегда, а лишь в двух. Цель была очевидна — успеть узаконить запрет до 8 мая, дабы испортить праздник сотням тысяч жителей Латвии.

Кстати, если вы думаете, что автором этой законодательной пакости был махровый националист-латыш, то глубоко заблуждаетесь. Инициатор — депутат от входящей в правящую коалицию партии «Единство» Андрей Юдин. Так что дело — не столько в национализме, сколько в неприятии советской идеологии социальной справедливости, опасной для многих чиновников в любой власти. А латыш он или русский — да какая разница... К слову, и в Москве в 1998 году, в период активного оплевывания советского прошлого, была установлена мемориальная плита в честь командиров казачьего корпуса СС — фон Паннвица, Краснова, Шкуро и прочих эсэсовцев. И лишь в 2007-м к 9 Мая ее разломали ребята и девушки из молодежной патриотической организации.

Но вернемся в Ригу. В итоге, по инициативе «Партии реформ», также входящей в правящую коалицию, парламент отказался от срочного утверждения законопроекта. Теперь его будут принимать в обычном порядке, то есть уже после Дня Победы. Однако руководство этой партии сразу же оговорилось, что «преступления коммунистического режима не имеют оправдания, и их прославление недопустимо». То есть причина откладывания — лишь в том, что на носу выборы. Зачем лишний раз дразнить избирателя? Вот переизберут власть, и тогда уж можно будет спокойно растить манкуртов, не знающих о временах Латвийской ССР.

Прекрасный латвийский актер Гунарс Цилинскис, сыгравший в фильме Рижской киностудии «Сильные духом» роль знаменитого советского разведчика Николая Кузнецова, говорил потом, что испытывал «колоссальную ответственность — играть в фильме человека, ставшего легендой, человека, священного для миллионов». Очень не хочется, чтобы для новых поколений латышей эти слова звучали лишь непонятной абракадаброй.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел