На солнечной деляночке

Владимир ХОМЯКОВ, сопредседатель Партии Великое Отечество

24.04.2014

Интеллигенция в России традиционно не любит госчиновников. Особенно — та ее часть, которая, не являясь интеллигенцией по сути, тем не менее ею работает или себя таковою считает. Полагая, что уже одно это дает ей право поучать общество «что такое хорошо и что такое плохо», получая с этого вполне определенный гешефт. От государства — в том числе. Именно поэтому наибольших высот неприязнь к государству и его служащим у этой публики достигает тогда, когда чиновник залезает «грязными лапами» на деляночку, с которой кто-то из вышеупомянутого подвида интеллигенции традиционно кормится.

Сегодня объектом неприязни стал министр культуры Владимир Мединский, не угодивший разного рода «продвинутой» публике своим подходом к государственной культурной политике. Поручение разработать ее основы дал Владимир Путин еще в ноябре 2013 года по итогам заседания президентского совета по культуре, и трудится над этим рабочая группа, руководимая главой администрации президента Сергеем Ивановым. Министерство культуры подключилось к процессу и предложило внести в документ целый ряд положений. Они-то и вызвали ажиотаж либералов, сравнимый разве что с борьбой за права «секс-меньшинств» и освобождение «пусси-райот». 

Не секрет, что отношение к культуре все рыночные годы формировалось как к чему-то вторичному — вроде сельского хозяйства в позднем СССР. А затем ее и вовсе официально перевели в категорию «социальных услуг населению», естественно, по большей части платных. Ну, а в соответствии с этим подходом все просто: за что деньги платят, что лучше продается — то и культура. Именно следствием подобного подхода стали и омерзительные выставки так называемого «современного искусства», и бредовые «перформансы», и «новаторские» спектакли, где герои классических произведений вдруг начинают бегать по сцене голышом и пропагандировать нетрадиционную ориентацию. Апофеозом же идиотизма стало присвоение при предшественнике Мединского государственной награды за «инновационный подход в искусстве» скандальной группе «Война» за изображенный на Литейном мосту в Питере гигантского размера детородный орган. Как говорится, дошли до точки.

Владимир Мединский, как бы к нему кто ни относился, впервые начал подходить к культуре с точки зрения государственных интересов. Посему министерство предлагает, например, исходить из того, что Россия — не Европа и не Азия, а «уникальная и самобытная цивилизация, не сводимая ни к Западу, ни к Востоку». То есть со своими ценностями, смыслами и подходами. Уже от одного этого либералы встали на дыбы, ибо краеугольным камнем нашего либерализма всегда было осознание России «недоевропой» и вечное ученичество на грани идейного холопства. 

Предложено принципиально отказаться в культурной политике еще от двух священных коров либерализма — мультикультурализма и толерантности. Или, если быть точным, от «мультикультурализма», понимаемого как отказ от национального характера нашей культуры и замены ее неким миксом из всего, что угодно, в том числе — нашим ценностям противоречащего. И от «толерантности» — если понимать под этим призыв объявить новой нравственной нормой откровенно мерзкие и неприемлемые, с точки зрения нашей культуры, вещи. Только потому, что где-то на Западе это уже сделано, а мы якобы обязаны соответствовать. 

Ну и наконец Минкульт заявил, что задача государства — быть не распределителем бюджетных денег, а активным субъектом культурной политики. Потому что в любом нормальном обществе главное назначение культурной политики государства — продвигать в общественном сознании традиционную духовность. Так было и при царях, и при генеральных секретарях. Было и у нас, и в любой другой стране мира.

В итоге возмутились не только поборники «свободы хорошо оплачиваемого творчества», но и «научное сообщество». В частности, последовало гневное заявление нескольких членов ученого совета Института философии РАН. Во-первых, ученых философов возмутило, что «проект содержит претензию на общеобязательную идеологию, что прямо запрещено ст. 13 Конституции РФ». А во-вторых, что «разработчики материала открыто и демонстративно вторгаются в область философии, полагая себя достаточно компетентными в данной отрасли знания». То есть заступают на ту самую деляночку, на которой общество титулованных философов пасется вот уже четверть века, оказываясь не в состоянии выдать что-либо, даже отдаленно похожее на осмысление нашей самоидентификации, системы ценностей и целей национального развития. 

По мнению философов, «государство более способствовало бы интеллектуальной жизни России, если бы содействовало углубленному исследованию и обсуждению темы российской идентичности поддержкой соответствующих проектов, конференций, дискуссионных площадок, издательских программ и пр.». Потому как «принципы государственной политики в области культуры должно разрабатывать прежде всего само общество». Или, точнее, от его имени — все та же интеллигентствующая публика, которая этим все последние годы занималась. Правда, занималась без малейшего успеха, но если увеличить госфинансирование на разного рода «бла-бла-бла», то результат, может быть, будет. Может быть…