Таганка, зачем сгубила ты его?

Александр КУРГАНОВ, обозреватель "Культуры"

05.04.2013

5 апреля, в день, когда выходит наша газета, Валерия Золотухина похоронят на его малой родине — в селе Быстрый Исток, на территории построенного им храма Покрова Пресвятой Богородицы. Выдающийся русский артист ушел из жизни 30 марта. И ровно месяц миновал с того дня, когда он попросил освободить его от должности директора Театра на Таганке.

Валерий Золотухин был настоящим самородком, актером удивительного таланта и обаяния. Хотя сам Валерий Сергеевич и называл себя «человеком театра», россиянам он особенно запомнился ролями в кино — от «Хозяина тайги» до «Утомленных солнцем 2».

Прощание с Валерием Сергеевичем было грандиозным. Однако поразила реакция учителя Золотухина — Юрия Петровича Любимова, который не только не пришел на панихиду, но еще и напомнил, что, дескать, Золотухин был всего-навсего неплохим артистом, но не руководителем театра: «Зачем Людмила Ивановна Швецова предложила Валерию Золотухину занять место худрука в Театре на Таганке, а тот полез в эту петлю?» «Он играл в моих спектаклях. И только я мог его удерживать, сказать, когда он мог схалтурить. Мне его жалко. Мы пошлем ему венок от моего семейства. Хотя он виноват, но так трагично умер». Трудно не сопоставить такую поразительную душевную черствость с тем, как относился к Любимову сам Валерий Сергеевич: «Этот театр — дело рук Юрия Петровича... нам надо сохранять репертуар Любимова, насколько это возможно. Мы ведь не иваны, родства не помнящие», — говорил он в интервью газете «Культура».

«В театре сейчас очень хорошая атмосфера», — сказал нам Золотухин год назад. И сильно ошибся. Пока артист в течение последнего месяца находился в Институте рентгенорадиологии со страшным диагнозом «глиобластома», опухоль мозга, на Таганском холме творились довольно грязные дела. Началось с того, что Любимов в очередной раз попытался запретить к показу свои постановки. При этом экс-худрук Таганки особо подчеркивал, что лично для него это означает серьезные финансовые потери.

Вопрос денег для Любимова — не последний. В 2011 году он и ушел из театра после финансового скандала: не заплатил гонорар актерам во время гастролей в Чехии, а когда те возмутились, обвинил их в жадности и непрофессионализме.

Сегодня часть «жадных и непрофессиональных» обратилась к Любимову с просьбой вернуться: «Эксперимент по развитию и жизнедеятельности театра без Юрия Петровича оказался несостоятельным и провальным... Без Любимова этот театр жить, развиваться не может». Договорились даже до того, что «в свое время к власти в театре пришла кучка самозваных управленцев». Хорошо, что Золотухин, летом 2011-го прикрывший родной театр грудью, этого уже не услышал — он находился в искусственной коме.

Поставим вопрос иначе: а может ли Таганка жить и развиваться с Любимовым? Даже если бы требование мэтра, чтобы перед ним извинились, было принято, даже если бы труппа в знак раскаяния проползла вокруг театра на коленях, каких творческих свершений от гордого художника можно ждать? Большинство критиков утверждают, что последние годы правления Юрия Петровича на Таганке были не лучшими временами: невнятные постановки, полупустые залы... Вообще второе пришествие, породившее раскол в театре, явно не задалось. Попытка войти в ту же реку в третий раз выглядит дико и анекдотично. Однако культурные власти считают иначе. Глава Департамента культуры Москвы Сергей Капков предложил Любимову вернуться в театр... «в любой форме». Мэтр отказался, хотя и подсластил пилюлю: «С Капковым у меня хорошие отношения, мы понимаем друг друга, не первый раз встречаемся и находим общие решения».

Впрочем, хорошие отношения Любимов умел выстраивать с любой властью, еще во времена СССР он находил высоких (и даже очень высоких) покровителей. Пользовался всеми благами Советской власти, получая от нее ордена и звания, квартиры и машины... Умел привлечь на свою сторону и «теневой бизнес»: в СССР билеты в Таганку приравнивались к валюте, а сам Любимов называл свой театр «филиалом «Березки» — не народного ансамбля, как вы понимаете...

И в умении подбирать нужные слова для нужных людей Любимову не откажешь. Так, когда в 2011-м актеры Таганки предъявили к нему финансовые претензии, он заявил, что эта история позорит «великий русский театр» и ведет к потере престижа страны. Собственно, о престиже страны режиссер вспоминал всегда, когда ему было что-то нужно от государства. Но особо не возражал, когда Таганку называли «островом свободы в несвободной стране».

Какое будущее ждет нынешнюю Таганку? В настоящее время в ее репертуаре 17 спектаклей, поставленных Юрием Любимовым, и 9 — другими режиссерами. Сергей Капков хочет торжественно отпраздновать в 2014-м полувековой юбилей любимовской Таганки, а для этого «выбрать спектакли» и придать им «канонический вид», чтобы они «навсегда остались в репертуаре театра». Но в театре ничего вечного не бывает. Театр, как человек, живет до тех пор, пока меняется. И хорошо бы — в лучшую сторону.