Момент истины для «ТЭФИ»

Андрей КАРАУЛОВ, журналист, телеведущий

02.03.2013

Премия «ТЭФИ» уже давно умерла, и полупустые залы на ее церемониях, — лишнее тому доказательство. Потому то, что происходит с ней сейчас, лично меня нисколько не удивляет. Вообще сегодняшние телевизионщики с таким остервенением уничтожают друг друга, что я просто диву даюсь. И нынешняя ситуация с этой премией и учредившей ее Академией российского телевидения — наглядный тому пример.

Так уж случилось, но у меня статуэтка «ТЭФИ» под номером один — авторский экземпляр, изготовленный лично Эрнстом Иосифовичем Неизвестным. И, кстати, последним фактом я очень горжусь. Но только спустя 15 лет после награждения я узнал, что все лауреаты премии «ТЭФИ» автоматически становятся членами Академии российского телевидения. До этого меня никто никогда об этом не спрашивал, да я бы и не захотел туда входить. В первую очередь по той причине, что не люблю тратить время на пустые разговоры. У меня его просто нет — ведь если каждую неделю эфир, то это воистину «ручная работа».

Сам я уже лет десять как не хожу на церемонии вручения этой награды, превратившиеся в сумасшедший дом. Включая интриги, кто получит билет в первый ряд, кто — в последний. Началось все это с того момента, когда «академики» АРТ начали награждать исключительно друг друга. Отлично помню, как в свое время не получил «ТЭФИ» и вышел из зала Юрий Владимирович Никулин, который был одним из номинантов. Причем не помню, кто получил, а как выходил Никулин — помню.

Со временем все становилось печальнее и печальнее. Люди не просто не могут договориться, но элементарно не уважают друг друга. При этом сама премия уже давно не имеет никакого веса — можно получить эту статуэтку (и даже не одну), после чего запросто быть уволенным с канала.

Увы, премия никогда не была честной. Могу назвать многих своих коллег, реально рисковавших жизнью, чьи репортажные сюжеты и фильмы не то что не доходили до «ТЭФИ», но даже не рассматривались в качестве номинантов. Особенно это касается представителей провинциальных каналов. В начале «нулевых», когда мы работали на «ТВ Центре», я умолял генерального директора Олега Попцова не выдвигать мой «Момент истины» на эту премию, поскольку уже тогда мне было стыдно во всем этом участвовать.

Предложение ВГТРК учредить новый телевизионный конкурс можно поддержать. Но только если этим будут заниматься порядочные люди, предварительно разработав максимально справедливую систему отбора номинантов. Кто будет принимать решения о награждении? Что эти люди сделали для телевидения и государства? Знаем ли мы этих людей? Если за это дело возьмутся два человека, реально многое решающие в телевизионном мире, — Олег Добродеев и Константин Эрнст, тогда из этой затеи что-нибудь обязательно получится. Но если в новом проекте все будет максимально открыто и честно, то совершенно очевидно, что в нем не будут участвовать ни Познер, ни Швыдкой, ни другие люди, которые уже отметились своим участием в так называемой «Академии российского телевидения», гордо нося титулы ее «академиков».