Твердая власть без сталинизма

Рой МЕДВЕДЕВ, историк, писатель

01.03.2013

Идет время. Уже шестьдесят лет минуло со дня смерти Иосифа Сталина, а его фигура по-прежнему отбрасывает тень на настоящее, на дела наших дней, хотя, казалось бы, его эпоха минула безвозвратно. Но тут дело в особой психологии сталинизма, который является не только системой бюрократической власти, подавления, особого рода деспотией.

Сталинизм изначально создавался как новая религия, отменявшая все прежние. Вызревал культ фигуры Иосифа Сталина. Его провозглашали фактически живым богом. Формировалось целое религиозное учение, которое имело и свое «священное писание» — учебник «Краткий курс истории ВКП(б)». Это религиозное мировоззрение, завязанное на культе вождя народов, намертво въедалось в сознание людей. И именно это предопределяет живучесть данного феномена. Целые поколения выросли словно под гипнозом этой новой, всеми силами насаждаемой, во все поры проникающей религии. И, конечно, одного ХХ съезда КПСС было явно недостаточно для того, чтобы искоренить влияние этого массового гипноза. Еще долго мы будем сталкиваться с той точкой зрения, что только при Сталине наша страна была великой державой.

Вы можете возразить, мол, сталинисты ныне нередки и среди относительно молодых людей, явно не живших в эпоху культа личности Сталина. Но скорее всего, они попали под влияние жертв той психологической обработки. И все-таки их не так много. Среди поклонников давно почившего вождя народов явно преобладают люди пенсионных возрастов. Другое дело, что чем хуже дела в экономике и в социальной жизни современной России, тем громче звучат голоса в защиту средств и методов той далекой уже эпохи. Пользуясь массовым незнанием истинного положения дел при Сталине, сталинисты стремятся представить его эпоху в качестве примера чуть ли не «золотого века», постоянно используют нынешние просчеты власти для того, чтобы укрепить миф о сталинском процветании. Играют на контрасте «краплеными картами»: выходит немало псевдоисторических книг, прославляющих политику Сталина, несколько коммунистических газет. И таким образом сталинский культ поддерживается в общественном сознании. Повторюсь, во многом именно недовольство нынешним положением вещей заставляет немалое число людей обращаться к прошлому, искать в тех годах положительные моменты: при Сталине был порядок, тогда с нашей страной считались во всем мире. При этом насаждаются такие мифы о сталинском времени, в которых нет места деспотии и террору.

Сегодня иногда шутят: мол, либералы должны поставить памятник Сталину за то, что он приучил наш народ к долготерпению, а потому их эксперименты над нашей страной не закончились серьезными народными выступлениями. Конечно, сами либералы не отдавали себе в этом отчета, но все их проделки относительно внедрения примитивной рыночной экономики, шоковой терапии могли осуществляться не просто благодаря народному терпению, но я бы даже сказал — раболепному терпению. И действительно, именно при Сталине наш народ приучили к раболепию перед властью, а также к политической пассивности, которая в 90-е позволяла либералам не считаться с интересами простых людей, презрительно к ним относиться. По сути, наши демократы того времени оказались необольшевиками, так как все их методы мало в чем отличались от большевистских.

И тем не менее, при всем моем отношении к Сталину и сталинизму, лично для меня очевидно, что Россия не может существовать без сильной централизованной власти. Подчеркну: не деспотии, но твердой президентской власти, которая связывает страну во единое, когда это не способна сделать экономика. И это объективная специфика нашей большой многонациональной страны — императив современной России.