Возрождение смысла

Вадим БОНДАРЬ, публицист

28.02.2014

На фоне волны безудержного разрушения всего традиционного, которую гонят вошедшие в раж западные революционеры, в России, напротив, все чаще обращаются к отринутому когда-то опыту. Слово «возродить» стало одним из наиболее употребляемых. Производственники предлагают возродить профильные ПТУ. Бизнес хочет возродить «соцсоревнование». Общество защиты прав потребителей предлагает возродить стандартизацию. Уже идет работа над возрождением «знака качества» продукции. Полным ходом возрождается ДОСААФ. 

Вот и президент Путин в недавнем большом послеолимпийском интервью российским телеканалам поднял тему незаслуженно отвергнутого и забытого опыта СССР по развитию массового спорта. «Один раз за вступление в ДОСААФ, в систему ГТО или ДОСААФ платили какие-то несчастные 30 копеек, а потом государство все делало или профсоюзы. Мы можем все это восстановить на современной базе и, таким образом, пойти дальше в развитии массового спорта».

Слышны голоса о необходимости возрождения многих незаслуженно отвергнутых ради западного одобрямса жизненных ориентиров и традиционных базовых ценностей, которые являются якорными для российского народа и государства. Почему вдруг такое разочарование в прогрессивности  «нового общества»? 

В том то и дело, что не вдруг. Ведь, как известно, чтобы судить о вкусе пудинга, нужно его попробовать. Вот мы и попробовали. В результате появились вопросы. Например: чего мы собственно добились в тех областях, в которых до основания разрушили все, построенное нашими отцами и дедами, и внедрили плоды чужого разума? Постепенно наступает прозрение: в порыве самоуничижения, погони за «прогрессивным» Западом мы не только выплеснули с водой ребенка, но и ванну выбросили. Не задумываясь, куда это безоглядное следование в чужом фарватере приведет.

В конце прошлого года Путин говорил и об этом. «Сегодня во многих странах пересматриваются нормы морали и нравственности... От общества теперь требуют не только здравого признания права каждого на свободу совести, политических взглядов и частной жизни, но и обязательного признания равноценности, как это ни покажется странным, добра и зла, — сказал он и подчеркнул: — Подобное разрушение традиционных ценностей «сверху» не только ведет за собой негативные последствия для обществ, но и в корне антидемократично, поскольку проводится в жизнь, исходя из абстрактных, отвлеченных идей, вопреки воле народного большинства, которое не принимает происходящей перемены и предлагаемой ревизии».

Современные ценности и смыслы, транслируемые законодателями мод, поделились на две уродливые составляющие: разнузданность под лозунгом свободы самовыражения и гонка материальной ненасытности. Они сходятся в одной точке — удовлетворении всех возможных, в том числе самых пошлых и гнусных, индивидуалистических желаний и фантазий. 

Неолиберализм разрушает человеческую личность и превращает ее в составную часть трудового и потребительского ресурса. Личность мыслящая — чужеродный и вредоносный элемент для глобального проекта. Поэтому в экономике отнесенных к мировой периферии стран мы видим все более усиливающийся процесс внешнего воздействия, цель которого — привести в упадок национальную индустрию и сельское хозяйство, ослабить экономическую и продовольственную безопасность этих стран. В результате такого воздействия там становится ниже планка образовательного и социального заказа, и общество попавших в экономическую зависимость стран закономерно деградирует. 

К потребительским желаниям и ожиданиям глобализация столь же безжалостна. Никто не спрашивал, например, россиян, хотят ли они, чтобы химические продукты-мумии с близкими к вечности сроками годности заменили собой естественные плоды отечественной пищевой промышленности. О том, что в результате этого «прогресса» деградирует все — от вкусов и пристрастий детей до здоровья населения в целом, сегодня не говорит только ленивый.

Коммерциализация и влияние глобальных центров — законодателей ценностных мод — до неузнаваемости коверкают национальные школы искусств. А исковерканное искусство, как ничто другое, способствует деградации и личности, и общества в целом. Оно транслирует ложные сигналы и указывает ложные цели.

Глобализация стремительно уничтожает человека и создает античеловека. Возможно, такого, который жил в Содоме и Гоморре. Мир будто специально готовят к похожему сценарию. Девальвация человечности идет нарастающими темпами. Деление людей на успешных и «лузеров» и, как следствие, социальный каннибализм — тоже необходимая составляющая «прогрессивного», неолиберального, глобализованного общества.

Много лет назад известный отечественный философ и публицист Иван Киреевский в своей работе «О характере просвещения Европы» писал, что представитель западной цивилизации «принужден... довольствоваться состоянием полускотского равнодушия ко всему, что выше чувственных интересов и торговых расчетов». А нашей стране Киреевский еще в середине XIX века с необыкновенной прозорливостью советовал обратить «внимание свое на те особенные начала просвещения, не оцененные европейским умом, которыми прежде жила Россия и которые теперь еще замечаются в ней помимо европейского влияния». Совет услышан: ростки добра и смысла, не до конца вытоптанные глобализацией, возрождаются.