Прощай, Берлин!

Эммануэль ДЮПЬИ

23.02.2013

главный редактор журнала «Диапазон», Франция

Обнародована неожиданная новость: главный дирижер Берлинского филармонического оркестра сэр Саймон Рэттл, занимающий этот пост с 2002-го, покинет оркестр в 2018 году. «На тот момент срок моего пребывания здесь составит шестнадцать лет. Мне будет почти шестьдесят четыре года… Я вырос в Ливерпуле, поэтому не могу не задумываться над вопросом, поставленным The Beatles: «Буду ли я тебе по-прежнему нужен, когда мне исполнится шестьдесят четыре?». Наступит черед кого-то другого взять на себя бразды правления этим удивительным миром, имя которому — Берлинский филармонический оркестр», — говорит Рэттл, большой поклонник альбома «Сержант Пеппер».

Представители оркестра заявили, что относятся к решению дирижера уважительно, но с большим сожалением, а также отметили выдающуюся работу Рэттла. «Его удивительное музыкальное чутье и творческая энергия с каждым днем завоевывают все новых слушателей, как на национальном, так и на международном уровне», — говорит Мартин Хоффман, генеральный директор Берлинских филармоников.

Совершенно очевидно, что после XX века, отмеченного длительным правлением двух немецких дирижеров — Вильгельма Фуртвенглера и Герберта фон Караяна, а затем демократичного переходного периода, претворенного в жизнь Клаудио Аббадо, Берлинский филармонический оркестр окончательно шагнул в XXI век под управлением Рэттла. Не растеряв виртуозности и блеска, коллектив кажется более раскрепощенным и доступным, благодаря своему электронному концертному порталу, представляющему собой ультрасовременный способ приобщения к искусству. Не нанес ли он этим удар по легендарному берлинскому «золотому звучанию»?

Самым сложным будет найти преемника, который не станет восприниматься как «возврат к прошлому», но в то же время не ограничится тем, что просто продолжит новации Рэттла. В списке возможных претендентов на этот пост можно представить дирижеров, регулярно приглашаемых для выступлений с Берлинским филармоническим оркестром. Первым приходит на ум имя Кристиана Тилеманна, урожденного берлинца и достойного продолжателя капельмейстерских традиций. Но из-за «консервативности» последнего такой выбор выглядит рискованным, к тому же Тилеманн недавно взял на себя бразды правления Саксонской государственной капеллой, отнюдь не являющейся оркестром второго сорта, — такие обязательства нельзя отвергнуть в любой момент.

Возможно ли вступление в борьбу почетного соседа, Даниэля Баренбойма? У него пожизненный контракт с Берлинской государственной капеллой, кроме того, он является музыкальным директором Берлинской государственной оперы до… 2022 года. Помимо этого он управляет созданным им оркестром «Западно-восточный диван», состоящим из музыкантов арабского и еврейского происхождения. Ну и не забудем, что в 2018 году ему стукнет семьдесят шесть лет...

Более убедительно выглядит версия о возможном назначении Рикардо Шайи. Этот итальянский дирижер, прекрасно владеющий немецким репертуаром, смог вдохнуть новую жизнь в Королевский оркестр Консертгебау, а затем в Лейпцигский оркестр Гевандхауса. Его преемник в Амстердаме, латвийский дирижер Марис Янсонс, также являющийся музыкальным директором Симфонического оркестра Баварского радио, не отличается крепким здоровьем и к тому же отпразднует на тот момент три четверти века, чего нельзя не принимать во внимание. Зато ученику и соотечественнику последнего, Андрису Нелсонсу, будет всего сорок — прекрасный возраст. Нелсонса отличают великолепная техника, тонкий ум и превосходное владение обширным репертуаром.

Говоря об этом поколении, нельзя не вспомнить и о Густаво Дудамеле, юном венесуэльском даровании, обласканном публикой и прессой, а также о Владимире Юровском, российском дирижере, возглавляющем Лондонский филармонический оркестр. Из более старшего поколения можно выделить Дэниела Хардинга, — он был ассистентом Рэттла в Бирмингеме и Аббадо в Берлине, что может стать решающим фактором. Наконец, трудно обойти вниманием переживающего период творческого расцвета финского композитора и дирижера Эса-Пекка Салонена. В 2018-м он отметит десятилетие во главе лондонского оркестра «Филармония»... В общем, интрига закручивается, продолжение следует.