Радиоактивная пропаганда

Станислав СМАГИН, публицист

28.09.2019

На церемонии вручения «Эмми» вместе с «Игрой престолов» доминировал сериал «Чернобыль» (оба проекта — ​детища телеканала НВО). Последний номинировался в 19 номинациях и получил три премии: «За лучший мини-сериал», «Лучший сценарий к мини-сериалу или фильму» и «Лучшую режиссуру мини-сериала или фильма». О чем говорит данный успех?

Как известно, почти любое значимое произведение представляет собой высказывание на идеологическую, общественную или политическую темы. В случае же с «Чернобылем» контексты и подтексты озвучены прямо. «Надеюсь, в каком-то роде наш сериал напомнил людям о значении правды и опасности лжи», — ​заявил создатель сериала Крэйг Мэйзин. Какая же «правда» нынче взобралась на американский кинопьедестал?

Прежде всего, качественно сработанная. И наполовину правдивая. Благодаря чему оставшуюся часть можно сделать радиоактивной. Опасное излучение ведь для человека незаметно, о нем и не задумаешься, если вокруг — ​красивейший пейзаж. Создатели «Чернобыля» действительно учли многие тонкости советского антуража, за что получили справедливую похвалу и в России. Простой русский человек в сериале — ​медик или пожарник — ​показан большим молодцом. И с драматургией все отлично, и с пресловутым саспенсом. Хотя, конечно, русский менталитет и его советский извод, нашу лексику и образ мыслей западному человеку все-таки понять сложновато, особенно без погружения в среду. Поэтому логика и мотивация персонажей периодически прихрамывают.

За всем этим не слишком заметна дозированная «клюква». То работников гонят в зону катастрофы под дулами автоматов, то академику Легасову угрожают расстрелом за излишнюю откровенность перед иностранцами (1930-е спутали с временами Горбачева?). Или ведется поиск добровольцев-смертников для отвода воды из охлаждающего бассейна под взорвавшимся реактором — ​ведется под девизом «для Родины не грех и жизнь пожертвовать». На самом деле это было рискованное, но в целом штатное задание.

Апофеозом радиоактивной клюквы становится заключительная серия, где пропаганда распознается даже визуально. Зараженный чернобыльский лес за полчаса меняет цвет, а Легасов с высокой трибуны зачитывает речь в духе «мы какая-то не такая нация, строим плохие, но дешевые реакторы, лучше нам вообще атомной энергетикой не заниматься».

Беда еще и в том, что российский кинорынок регулярно рождает свои большие и малые «чернобыли». У нас любят снимать ленты о советских победах и достижениях, но, чтобы не признавать преимущества «проклятого совка» как системы, обычно используют схему «хорошие Ваньки — ​насквозь гнилые верхи». Героям в шинелях, скафандрах или спортивных майках пуще любого внешнего соперника противостоят звероподобные сановники, вечно пьяные бездарные генералы, подлые особисты… После «Чернобыля» же российский зритель, в том числе и не самый глупый, остается в смешанных чувствах. Простой русский человек — ​ведь герой? Да, и воссоздано все идеально. И курточка детская показана ровно та, что была у меня в середине 80-х. Может, и остальное правда? Зачем нам эти сложные и опасные отрасли, чреватые авариями? И нужны ли вообще Крым с Курилами, если не дай Бог придется за них пострадать?

За такую хитросплетенную накачку «Чернобыль» и удостоился статуэток «Эмми», с каждым годом бьющей рекорды политизированности. Так, посреди церемонии торжественно вручили награды темнокожим актерам старых телепередач, ранее премией обделенных. Мол, тогда расизм помешал, но теперь исправились. С четко выраженным партийным и идеологическим акцентом были предъявлены многие решения вечера. Ведущие шутили, что «единственные белые, которые благодарят Иисуса, — ​республиканцы и бывшие наркоманы». Актриса Эмилия Кларк, представлявшая номинантов в категории «Лучший комедийный сериал», сообщила, что раньше побеждали только «белые мужчины-ботаники». Ну а продюсер Райан Мёрфи посвятил свою премию «притесняемым участникам ЛГБТ-сообщества».

Наконец, чтоб уж точно не было никакого недопонимания, телеведущая Падма Лакшми щеголяла с голубой лентой в поддержку Американского союза защиты гражданских свобод, финансируемого Соросом, а супруга режиссера Джесси Переца демонстрировала надпись «Остановите Кавано» на руке (Бретт Кавано, напомним, юрист, выдвинутый 45-м президентом в члены Верховного суда).

Все свидетельствует о том, что в грядущем году США предстоят выборы главы государства, и телетусовка, традиционно играющая на стороне кандидата от демократов, смыкает ряды перед решающей схваткой с Дональдом Трампом…


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции