Эволюционный держите шаг!

Антон КРЫЛОВ, журналист

13.09.2019

По России прокатился Единый день голосования. Жители 16 регионов выбрали губернаторов и глав республик, в 13 субъектах Федерации определились с региональными парламентами, вдобавок состоялись выборы в муниципальные советы и довыборы нескольких депутатов Госдумы.

К некоторым кампаниям было привлечено широкое внимание общественности — например, к ситуации вокруг Мосгордумы, борьба за места в которой сопровождалась скандалами, голодовками, несогласованными митингами, арестами и уголовными делами. Шумели относительно недопуска кандидатов и в Севастополе, но в куда более интеллигентном и патриотическом стиле. Однако в большинстве регионов все прошло в спокойной рабочей обстановке. Подведем основные итоги ЕДГ-2019.

Во-первых, «Единая Россия» — по-прежнему партия власти. Ее весенние рейтинги выглядели невысокими по сравнению с пиковыми значениями 2014 года, поэтому некоторые осторожные политики приняли решение баллотироваться самовыдвиженцами. Итоги выборов, хоть и фиксируют снизившиеся в ряде регионов результаты партии власти, катастрофическими для ведущей политической силы назвать никак нельзя. И неудачными — тоже. В подавляющем числе региональных парламентов «Единая Россия» вновь сформирует самую крупную фракцию. Есть, конечно, исключения, но о них скажем ниже. Все губернаторы, которых поддерживали «медведи», победили без каких-либо исключений. Поэтому «гробовщики» «ЕР» опять поработали впустую. Возможно, когда-нибудь ситуация изменится, но явно не в ближайшем будущем.

Второй занятный результат — так называемая хабаровская политическая аномалия. Главная проблема многих современных политаналитиков: в 90-е годы они ходили в школу, поэтому события тех лет для них в лучшем случае — преданья старины глубокой, в худшем — терра инкогнита. Меж тем в 1996-м в Псковской области на губернаторских выборах победил 33-летний либерал-демократ Евгений Михайлов. В течение трех лет ЛДПР фактически являлась правящей партией в регионе. Эксперты называли это «псковской политической аномалией». Продлилась она, впрочем, недолго — в 1999 году Михайлов стал одним из первых членов партии «Единство», на базе которой позднее родилась «Единая Россия». То есть ни в прошлогоднем взлете «сокола Жириновского» до кресла хабаровского губернатора, ни в первенстве ЛДПР на выборах в региональный парламент нет ничего беспрецедентного и чрезвычайного. Да, редкость. Можно сказать, аномалия. Но бывает — и проходит.

В-третьих, поговорим о Москве. В столице «Единая Россия» официально кампанию не вела, ограничившись публичной поддержкой ряда самовыдвиженцев. Подобное решение, судя по итогам голосования, трудно назвать правильным. Официальная причастность к той или иной партии помогла выиграть многим кандидатам, которых на момент начала кампании причисляли к заведомым аутсайдерам. И, напротив, некоторые члены «Единой России» потерпели поражение, именно лишившись партийного ресурса. Похоже, что россияне по-прежнему уверены в том, что политика — игра командная и одиночки просто не смогут продавливать нужные избирателям решения.

В-четвертых, примечательно сравнение российских выборов с плебисцитами, прошедшими весной и летом у наших украинских соседей. Граждане самостийной сперва беспрецедентным большинством голосов выбрали себе президента, единственное достоинство которого в том, что он хорошо сыграл главу государства в сериале. А потом поддержали кандидатов от партии «Слуга народа», названной в честь того же самого телепродукта. Программу же данной политической силы можно описать известным выражением — «за все хорошее против всего плохого».

У нас в России такое не проходит. И новым врио губернаторов, и пошедшим на перевыборы «старым коням», и региональным партийным отделениям пришлось предъявить электорату реальные, реформистские программы. Да, именно так, ибо, как отмечают социологи, действовавший много лет запрос на стабильность остался в прошлом. Люди готовы к переменам и хотят перемен. Но не абы каких, как на Украине. Бездумных, а точнее безумных, реформ нам с лихвой хватило в 90-е. Спасибо, наелись! Поэтому грянувшего в Европе «популистского поворота» в России нет и не предвидится. Максимум, речь может идти о плавной корректировке правительственного курса.

И наконец, пятое. Выборы прошли и… тут же стартовали. Базовое правило ответственного политика — начинать следующую кампанию, как только подведены итоги предыдущей. Да, ближайшие федеральные выборы лишь через два года: определить новый состав Госдумы предстоит в 2021-м. А в регионах, где выборы состоялись в прошедшее воскресенье, следующее аналогичное голосование ожидается, если не произойдет никаких форс-мажоров, только в 2024 году. Но для того, чтобы результаты волеизъявления не стали сюрпризом, чтобы за месяц до них избиратели не спрашивали у действующего слуги народа «откуда ты взялся?», чтобы тот, в свою очередь, не швырял деньги спонсоров на дорогих приезжих политтехнологов, всем нынешним триумфаторам хорошо бы уже сейчас готовиться к грядущим перипетиям.

Ничего запредельно сложного для этого делать не надо. Просто выполнять предвыборные обещания. Просто регулярно встречаться с избирателями — не только в теплом кабинете, но и во дворах. Просто добросовестно выполнять свою работу, а не считать, что цель достигнута и можно почивать на лаврах. Казалось бы, ничего сложного, но если бы все политики делали это, мы жили бы совсем в другой стране.


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции