Свежий номер

Комикс-разрушитель

10.09.2019

Алексей КОЛОБРОДОВ, литературный критик

Министр культуры РФ Владимир Мединский категорически отверг идею преподавания истории посредством комиксов: «Комикс — ​это для тех, кто плохо умеет читать». Схожую точку зрения высказал первый заместитель председателя Комитета Госдумы по культуре Александр Шолохов: «Совершенно убежден, что изучение истории не может быть переведено в формат комикса, так как оно должно быть основательным и фундаментальным».

После сих громогласных заявлений среди взрослых людей тут же обнаружилось солидное количество поклонников комиксов, куда даже затесался французский писатель Фредерик Бегбедер, на днях посетивший Россию. Они дружно принялись запальчиво объяснять, что существуют, дескать, и солидные комиксы для продвинутых, в том числе по трагедиям и катаклизмам XX века. Акция, конечно, не столько просветительская и не любовью к жанру продиктованная, сколько имеющая перед собой веселую цель — ​потроллить государственных лиц.

Здесь необходимо заметить, что известные и, без дураков, высокие образцы графического искусства («Маус» Арта Шпигельмана, «Босоногий Гэн» Кэйдзи Накадзавы, «Сурвило» Ольги Лаврентьевой) явно перерастают и отменяют законы жанра, оппонируют масскульту, и комиксами могут считаться только в силу методологической инерции. В отличие от безграничных Супермена, Бэтмена, Дедпула и Капитана Америки…

Но, собственно, сама по себе идея учить историю по комиксам, пришедшая в чьи-то креативные головы («анафемские черепа» — ​Иван Бунин в «Окаянных днях») любопытна и способна оказаться своеобразной матрицей. Так, математику можно начать познавать по ценникам в учреждениях торговли, а потом, на высшей ступени, по банковским ставкам, процентам и тарифам ЖКХ. Русский язык и литературу, разумеется, постигать в чатах, мультиках и ю-туб каналах (спецкурс — ​от знаменитых блогеров). Биологию объединить с уроками изобразительного искусства и штудировать по татуировкам, благо общественные нравы и современные художественные формы предоставляют возможности почти неограниченные. Как вариант — ​обособить зоологию и в качестве учебных пособий использовать посты котиков в социальных сетях… Щедрая и бескрайняя перспектива.

Любопытно понять побудительные мотивы подобных новаций. Мне представляется, что обучение по комиксам — ​очевидный извод мирового тренда на всеобщую и сознательную инфантилизацию. Каждый человек — ​ребенок, а ребенку необходимо максимально облегчить здешнее существование. Наука должна быть занимательной, а главное — ​легкой и комфортной. Все страсти-мордасти, конфликты и драмы этого мира должны уйти на пестрые страницы комиксов. Только там может проливаться преувеличенно красная полиграфическая кровь, прошлое иметь свой цвет и сюжет, а реальность преображаться по принципу «как захочешь, так и было».

Комиксовое мышление — ​что-то вроде осколка зеркала злого тролля из сказки Ганса Христиана Андерсена. Человек, которому он попадает в глаз, видит мир преображенным, но исключительно в дурную и примитивную сторону. Здесь собственная изначальная и весьма идеологизированная магия. Какие-либо благородные попытки наполнить комикс национальным, ценностным, популяризующим содержанием — ​довольно беспочвенные фантазии. Изготовить можно, конечно, все что угодно, но оно просто-напросто не пойдет у потребителя. На осине не растут апельсины, а жесткая структура комикса отвергнет попытки интеллектуализации и гуманизации. Возможен, конечно, выход за границы жанра, но это, как говорилось выше, совсем другая история.

Дело, собственно, даже не в комиксах — ​сюсюкающая, натужная ласковость в отношении младших поколений, стремление сделать им жизнь карамелькой давно утвердилась в качестве влиятельнейшего социального тренда. Любопытно, что подобные практики ничуть не мешают ежегодным накачкам вокруг ЕГЭ с натуральным психологическим террором и физическими перегрузками для выпускников, вплоть до смертных случаев. Более того, одно закономерно дополняет другое.

И я бы не искал корней подобного явления в эмоциональной сфере и возрастной эмпатии. Нет, тут вполне жесткий и циничный расчет на воспитание послушного обывателя/потребителя. Тепличного хомячка с самыми примитивными общественными рефлексами, для которого выход из зоны комфорта — ​катастрофа и трагедия. Неважно, осознают ли конечную цель адепты и проводники педагогики всеобщего пряника. Модель эта в состоянии работать и без идеологической конкретики, достаточно проверенного инструментария. Смотрим на цивилизованный мир, как часто советуют нам прогрессисты. Где комикс, кстати, давно стал важнейшим из «искусств». Смотрим и делаем правильные выводы.


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции



Распечатать

Поделиться

Назад в раздел