Чудо на кукурузном поле

Дмитрий ДРОБНИЦКИЙ, политолог

18.08.2019

16 августа президент Владимир Путин подписал указ о присвоении Дамиру Юсупову и Георгию Мурзину званий Героя России. Более чем заслуженно. Ведь именно они днем ранее спасли Airbus 321 «Уральских авиалиний» и всех находящихся на борту. Воздушное судно, направлявшееся из аэропорта «Жуковский» в Симферополь, столкнулось со стаей чаек — ​из-за чего отказали оба двигателя, а один из них воспламенился.

Однако летчики смогли дотянуть самолет до кукурузного поля и, не выпуская шасси, посадить его «на брюхо». Собственно, так и выглядит истинное мужество и героизм — ​люди делают, что должно, даже когда надежды почти нет. И чудесное спасение лайнера с 226 пассажирами, под завязку заправленного топливом, безусловно, войдет в историю авиации.

Юсупов и Мурзин сохранили и машину, и жизни. В ходе жесткого приземления и торможения о грунт оторвался горящий двигатель, но огонь не перекинулся на фюзеляж. Просто удивительно! Самолет мог загореться, развалиться на части или перевернуться. Но отважным пилотам в этот день будто помогал сам Бог. Успешно приземлив самолет, экипаж оперативно эвакуировал пассажиров, памятуя о разлившемся горючем.

По счастью, рядом с «Жуковским» оказалось кукурузное поле. Если бы катастрофа произошла поблизости от «Шереметьево» или «Внуково», например, то взлетные полосы окружали бы лишь автотрассы и населенные пункты. Когда-то, в соответствии с требованиями безопасности, рядом с аэродромами находились лишь расчищенные поля. Однако и в России, и по всему миру они всё чаще застраиваются зданиями. Мегаполисы расползаются вширь с каждым годом. Впрочем, любая посадка на пересеченной местности при подобных обстоятельствах, казалось бы, в принципе невозможна…

Из столь чудесного спасения можно сделать как минимум два очень важных вывода о современной индустрии авиаперевозок. С одной стороны, выучка пилотов и полное следование требованиям безопасности спасает жизни. Не знай герои свое воздушное судно досконально и не имей навыков работы в чрезвычайной ситуации (пусть и на тренажере), всё закончилось бы трагедией.

Кроме того, судя по незначительным травмам, пассажиры были пристегнуты. Вроде бы мелочь. Мы часто пренебрегаем этими нехитрыми правилами — ​застегнуть привязные ремни, привести спинки кресел в вертикальное положение, убрать откидные столики. Дескать, если самолет упадет, то не спасет уже ничто. Как видим, это неверно. Описаны сотни случаев смертей от травм, полученных во время жестких посадок и прохождения зон турбулентности. На кукурузном поле под Москвой люди могли потерять свой мизерный шанс на спасение, наплевав на требования безопасности, которые при штатном полете представляются излишними. И это повод каждому авиапассажиру задуматься. Мы очень любим критиковать авиакомпании и аэропорты (порой вполне заслуженно), но что насчет элементарной самодисциплины?

С другой стороны, нельзя не сказать о причинах возникновения аварийной ситуации. Недаром говорят, что героизм одного — ​халатность или недоработка другого. Столкновение с птицами при взлете и посадке (на высотах до тысячи метров) всегда являлось большой проблемой для авиации. На скорости 200–400 км в час пернатые врезаются в фюзеляж с огромной силой. Это не снаряд, конечно, современный лайнер, как правило, выдерживает ударную нагрузку. Но попадание птицы в двигатель гарантированно выводит его из строя. А при наборе высоты или снижении потеря тяги даже одного силового агрегата самолета — ​это без пяти минут катастрофа.

По идее расчисткой пространства на пути воздушных судов в непосредственной близости от аэропортов должны заниматься орнитологические службы. Они обязаны следить за перемещением пернатых и отпугивать их. Но, видимо, что-то в их работе начинает сбоить. Не в первый раз (и, разумеется, не только у нас в стране) мы слышим об авиационных происшествиях, причиной которых послужило попадание птицы в двигатель. Не далее как 15 июля вылетевший из Казани борт авиакомпании «Победа» вынужден был вернуться из-за «орнитологического фактора».

Плохо сработали наземные службы? Что ж, вот вам другой пример. В 2016 году томская транспортная прокуратура проверяла городской аэропорт в связи с двумя подобными случаями. Поначалу следователи заявили о недостатках работы местной орнитологической службы, однако под давлением фактов признали, что данная воздушная гавань располагает современным оборудованием, отпугивающим пернатых, причем гораздо более эффективным, чем того требует законодательство. По своим характеристикам оно превосходит многие международные авиахабы Европы и США. Тем не менее опасные инциденты имели место.

Видимо, пора всерьез подумать о выработке новых стандартов безопасности. Животные (в том числе птицы) все более комфортно чувствуют себя вблизи и даже в черте больших городов. Они не боятся шума и техногенных запахов, привыкли питаться нашим мусором. Возможно, в некоторых популяциях произошла адаптация к акустическому и световому воздействию, используемому орнитологическими службами аэропортов. Городских птиц совершенно не пугают большие быстрые и громкие объекты. Это очень хорошо известно автолюбителям — ​с каким олимпийским спокойствием голуби и вороны пешком уходят из-под колес мчащегося железного коня.

Жители Подмосковья поспешили обвинить в происшествии мусорные полигоны. Ведь столкнулась с самолетом стая чаек, которые любят как большие водоемы, так и крупные свалки. Справедливы ли эти обвинения, разберется следствие. Но в любом случае человеку пора понять, что он живет совсем в другом мире, нежели 50 и даже 30 лет назад. Сегодня слишком много говорят о глобальном изменении климата. Эта тема настолько политизирована, что зачастую ученые оставляют без внимания другие трансформации, происходящие на планете. В частности, вызовы, возникающие от взаимопроникновения биосферы и техносферы. И это не абстрактная наука, а вопрос человеческих жизней.

С гордостью говоря о наших парнях, совершивших Чудо на кукурузном поле, давайте не будем забывать, что они не могут за нас всех решить проблемы, на которые беспечное человечество не обращало внимания десятилетиями…


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции