Небо. Самолет. Сухой закон

Монна ПЛАТОНОВА, журналист

15.02.2013

СТОИЛО поднять вопрос о бесчинствах пьяных пассажиров в воздухе, как сообщения об инцидентах под парами алкоголя посыпались одно за другим. Тенденция, однако. Естественно, тут же и специалисты, и журналисты стали предлагать выходы из воздушно-алкогольного тупика.

Но, как выяснилось, при всем богатстве репрессивных мер альтернативы, кроме запрета на пронос бутылок на борт, нет. Как будто все забыли, что сам человек сосуд есмь, а потому ничто не мешает употребить заранее припасенную или купленную в duty free бутылку еще до посадки в самолет.

Так, к слову, многие и поступали в тот суровый период, когда под влиянием напуганных террором американцев все авиакомпании не допускали даже появления у себя в салонах не то что литровки «вискаря», но даже бутылочки с духами. Вот тогда-то наши удивленные таким попранием свобод личности сограждане умудрялись залпом выпивать свои градусные запасы прямо на пороге зоны вылета. Сама была не раз свидетелем таких экспериментов над организмом.

Так что обход запрета на пронос «воды жизни» в лайнеры технически не будет представлять никакого труда. Знай себе, лей в глотку. К тому же рейсы частенько задерживаются, и времени для того, чтобы поднять градус в организме, бывает сколько угодно.

Есть и более радикальные предложения. Например, вообще изъять алкоголь из магазинов беспошлинной торговли. Притом, что у нас с удовольствием запасаются коньяком не только беспошлинным, но и обложенным всевозможными акцизами в близлежащих магазинах. Зная, что источник в аэропортах иссяк, наши люди прибудут на место вылета с отчетливо булькающими баулами и выпьют до паспортного контроля.

А вот по вполне добропорядочным пассажирам, соблюдающим моральный кодекс, этот запрет может ударить радикально. Ведь магазины беспошлинной торговли в основном и держатся за счет вина с виски. Именно алкоголь дает от пятидесяти до семидесяти пяти процентов всего торгового оборота. А значит, и обеспечивает основные арендные платежи. Если убрать алкоголь с полок магазинов, аэропорты будут вынуждены поднять плату за обслуживание авиакомпаний. Те, понятное дело, все переложат на пассажиров. Билеты подорожают. Пассажиропоток, может, слегка и протрезвеет, но упадет в объеме.

Такая вот квадратура круга. Так что же делать? Продолжать терпеть пьяные выходки? Ждать пока кто-то откроет аварийный люк на высоте десять тысяч метров? Или кого-нибудь покусает?

Пришло время наносить точечные удары по конкретным хулиганам. Аэрофлот уже составил черный список нежелательных пассажиров, для которых путь на трап может быть закрыт на год, а то и на несколько лет. Но пока таких полномочий у компаний нет. А иной известный дебошир еще и подаст в суд за нарушение его гражданских прав и получит морально-денежную компенсацию. Понятно, что необходимо такие списки законодательно легализовать.

Есть еще одна вполне конкретная удавка на воздушных хулиганов. Это компенсация — например, за вынужденную посадку воздушного судна в случае, если алкогольное буйство ставит под угрозу жизни пассажиров. Сейчас дебошир отделывается символическим штрафом. А вот если с него взыщут реальные потери компании за внеочередное приземление в 60-80 тысяч евро, остальные любители выпить на борту, что называется, почешутся.

Словом, методы борьбы с воздушным алкоголизмом, которые не затронут интересы вполне трезвых пассажиров, есть. И при этом никто не станет заложником чужой распущенности.