Та, да не ту

Денис БОЧАРОВ

08.02.2013

ПОПУЛЯРНАЯ МУЗЫКА отечественного производства никогда не пользовалась особым успехом на Западе. Причем дело здесь отнюдь не в том, что у нас руки кривые и мы «рожей не вышли»: просто это исторически чуждая России территория, на которой отечественных артистов никто не ждет. Возможно, мы и в состоянии выдать качественный поп-музыкальный продукт, но сколь-нибудь заметного резонанса за границей он, как правило, не вызывает — у них своего подобного добра навалом.

Если «там» и возникает интерес к нашим доморощенным рокерам и поставщикам популяра, то он зачастую обусловлен причинами, имеющими к музыке как таковой отнюдь не первостепенное отношение. Так, в конце 80-х годов прошлого столетия на краткий момент вспыхнула звездочка группы «Парк Горького» — дебютная пластинка коллектива даже засветилась в американском хит-параде Billboard, что для отечественной рок- и поп-сцены явилось своего рода прецедентом. Однако не стоит обольщаться: за этим успехом стоял не столько высокий уровень музыкального материала, сколько инициированный и инспирированный перестройкой интерес Запада ко всему советскому. Не удивительно, что по мере того, как планка этого интереса стала падать, о «Парке Горького» благополучно забыли.

90-е годы были отмечены для нашей страны появлением огромного количества коллективов и исполнителей новой волны, которые, по мнению одних, были призваны спасти отечественную рок-музыку, а по версии других, на большее, чем именоваться «г…роком», не тянули. В любом случае, на Западе творчеству отечественных властителей тинейджерских дум ловить было нечего.

Но вот, к началу 2000-х годов, когда популярная культура находилась в глубоком ступоре, интерес к нашей поп-действительности за рубежом заметно оживился. Во многом связан он был с появлением скандального поп-дуэта t.A.T.u, основанного продюсером Иваном Шаповаловым. В советской и российской истории было немало выдающихся эстрадных коллективов, достойных групп, маститых певцов, но на карте мировой популярной музыки наша страна отмечена прежде всего этим провокационным девичьим проектом. 8 февраля исполняется десять лет с того момента, как национальный хит-парад Великобритании возглавила исполненная «татушками» песня «All the Things She Said». Это действительно очень серьезное заявление: британский (даже не американский) чарт — своего рода мерило успеха для любого артиста, стремящегося к мировому признанию. И таких внушительных показателей доморощенный попс никогда более не достигал — ни до, ни после выхода сингла с вышеозначенной песней.

Самое странное — глумиться в отношении успеха этой записи вовсе не хочется. Это действительно, без дураков, очень качественный поп-продукт, на сто процентов отвечавший запросам времени: грамотный саунд-продюс, мощный грув, запоминающийся мотивчик, подчеркнуто минималистская лирика, блестящая раскрутка — словом, с технической точки зрения, неплохая песня. У t.A.T.u вообще, если честно, наберется с пяток весьма внятных и конкурентоспособных опусов. Другое дело — что предшествовало этому краткому фурору и что за ним последовало. К сожалению, приходится признать, что дело в данном случае опять не в музыкальной составляющей.

Излишне напоминать, что на девочек едва ли обратили бы внимание, если бы не нарочито скандальный и провоцирующий общественную мораль имидж. А имидж, как известно, в современном шоу-бизнесе — это чуть ли не две трети успеха. Песня «All the Things She Said» могла быть сколь угодно замечательной, но если бы ей не предшествовали неприкрыто лесбийские мотивы (и в русскоязычном варианте трека поется: «Я сошла с ума, мне нужна она», и название собственной группы девушки трактовали, как «та ту любит», а вовсе не намек на татуировку), еще большой вопрос, обратили бы на песню столь пристальное внимание.

На примере «татушек» стало очевидно: чтобы по-настоящему привлечь к себе внимание, достаточно быть одетыми в короткие клетчатые юбочки и майки с надписью «Х… войне» смазливыми малолетками, показательно целующимися на сцене. И то, что впоследствии Юля и Лена от этого сального имиджа отошли, лишний раз свидетельствует: девушки, ведомые Иваном Шаповаловым, на музыку ставили отнюдь не в первую очередь. Но в этом-то и заключается разница между творчеством, которое базируется на скандальном имидже, и тем, что отталкивается от песен — история учит, что на долгую карьеру первым, в отличие от вторых, рассчитывать, как правило, не приходится. И группа t.A.T.u. сегодня мало кого интересует — как здесь, так и в той же Великобритании.

Но самое интересное, хотя, пожалуй, и вполне закономерное, даже не это — а то, что крайне фрагментарные успехи отечественных артистов за рубежом оставляют нашу публику, по большому счету, равнодушными. Гордиться ими почему-то не хочется. Первое место группы t.A.T.u. в британском хит-параде, равно как и победа Димы Билана на Евровидении, не являются основаниями для общенационального торжества. Во многом напускная суета вокруг этих «достижений» нам непонятна — наверно, потому, что мы продолжаем любить, петь и слушать совсем другие песни.