Маневры с прицелом на Сирию

Михаил ЩИПАНОВ, обозреватель «Культуры»

20.01.2013

ТАКОГО НЕ БЫЛО уже много лет. Все четыре российских флота — Балтийский, Северный, Тихоокеанский и Черноморский — ради проведения беспрецедентных по масштабу учений в Черном и Средиземном морях создадут ударную группу, которая уже в конце января выйдет в неспокойные в это время года международные воды.

Лет двадцать пять назад такой поход никого бы не удивил: наши корабли постоянно демонстрировали свои вымпелы на всех мировых морских перекрестках. А легендарный адмирал Горшков повторял, что ни один вопрос в мире не может быть решен без советского участия. В Москве прекрасно понимали, что американское влияние зиждется не только и не столько на печатном станке, сколько на постоянно бороздящих мировой океан пяти флотах с мощными авианосными группами, превращающими по мере надобности любой регион в зону «особых штатовских интересов».

Но времена изменились, и на годы уделом наших кораблей стала причальная стенка. Не удивительно, что, когда было принято решение о походе через Атлантику к берегам Южной Америки, в Вашингтоне иронично ухмылялись: мол, откуда у русских корабли, способные хотя бы просто отчалить от родного берега. Но ракетный крейсер «Петр Великий» с задачей успешно справился. Собственно, вручение президентом Путиным этому флагманскому кораблю ордена Нахимова — лишнее доказательство новой военно-морской политики страны.

И вот Андреевский флаг снова взовьется в Средиземном море, где некогда СССР постоянно держал свою эскадру. Еще прошлым летом семь наших боевых кораблей, опять-таки делегированных несколькими флотами, уже оставили в Средиземном море пенную дорожку на пути в сирийский порт Тартус — нашу опорную базу в регионе. Но, согласитесь, обстоятельства нынешнего похода — особые. Растет напряженность вокруг Сирии, возле берегов которой постоянно дефилируют натовские корабли. А потому у обывателя такой российский демарш может вызвать резонные опасения: уж не новая ли война грядет за сирийское наследство?

Понятно, что никакой реальной угрозы для натовских флотов, сконцентрированных в колыбели античного мира, наша группа представлять не может. Любые рассуждения на этот счет выглядят откровенной спекуляцией. Равно как и прозрачные намеки на то, что, дескать, под прикрытием учений Москва попытается завезти режиму Асада новейшие вооружения.

Однако предстоящие маневры должны не просто показать боеспособность флота и вернуть Андреевский стяг в сердце европейской цивилизации, но подкрепить нашу решимость любыми мирными средствами избежать повторения в Сирии ливийского сценария, когда под невинной вывеской «открытого неба» началась самая настоящая иностранная интервенция. Присутствие нашей ударной группы — лишний аргумент против действий, не санкционированных Совбезом ООН. Россия своей позиции не меняет. И суть ее в том, что сирийцы сами должны разобраться в своих проблемах.

Однако демонстрация флага и решимости — это одно. Но нельзя исключить, что корабли понадобятся и для других миссий. И информация о том, что будет отрепетировано десантирование на борт кораблей групп военнослужащих с необорудованного северо-кавказского побережья, достаточно красноречива. Никто не гарантирует, что в самое ближайшее время события в Сирии не обострятся до предела. И десантные корабли срочно понадобятся, например, для эвакуации из страны наших соотечественников, дабы они не стали разменной монетой в местных опасных играх. А также — для оказания поддержки гражданам дружественных нам государств, для вывоза нашего немалого имущества, сосредоточенного в Сирии, а, кто знает, — быть может, и для эвакуации близких нам сирийских политиков и их семей.

Судьба афганского лидера Наджибуллы, растерзанного в Кабуле, не прибавила в свое время престижа России. К тому же дипломатам памятен экстренный вывоз наших людей из охваченного войной Йемена: тогда целым семьям пришлось в темноте брести по колено в воде. Так что вместительные корабли, одним своим грозным видом способные отбить охоту к любым провокациям, могут прийти в нужное время в нужное место хорошо подготовленными к осуществлению масштабной гуманитарной миссии.

Не зря президент Путин на днях говорил о необходимости высокотехнологичного кораблестроения, последовательного развития надводных и подводных флотских группировок. А постановка на вооружение подводного ракетоносца нового поколения «Юрий Долгорукий» с 16 баллистическими твердотопливными ракетами «Булава» принципиально повышает обороноспособность страны даже перед лицом расширяющейся штатовской системы ПРО. И эмоциональный пост в «Твиттере» вице-премьера Дмитрия Рогозина: «Дрожите, буржуи, кирдык вам!» не лишен оснований. Россия возвращается на океанские просторы.

На сей раз россияне, собравшиеся встретить Старый Новый год, задавали друг другу странный вопрос: «Ты за мальчика или за дворника?» Тема для обсуждения не самая праздничная — миграционная политика и межнациональные конфликты.

Собственно, в последние месяцы ушедшего 2012 года над этой темой работали все органы государственной власти. Так, президент Путин утвердил Концепцию миграционной политики, подписал одобренные Госдумой и Советом Федерации изменения в закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», направленные на обеспечение социально-бытовых гарантий трудовым мигрантам. Также он внес в Уголовный кодекс России изменения, усиливающие уголовную ответственность за организацию незаконной миграции.

Ну а сделать выбор между дворником и мальчиком, действительно, очень нелегко...