Штрафной удар

Антон КРЫЛОВ, журналист

15.05.2019

Мы как-то уже давно свыклись с тем, что одна из важнейших функций государства — ​обеспечение безопасности граждан — ​во многом отдана в третьи руки, говоря по-модному, на аутсорсинг. Общее количество охранников в России оценивается почти в два миллиона человек, из них более миллиона представляют частные структуры.

Это не только неизбежные на входах практически во все общественные здания вахтеры, но и те, от кого реально зависят наши жизни — ​например, досмотрщики в аэропортах и на вокзалах или службы безопасности на нефте- и газопроводах.

Споры о том, правильно или нет то, что в России фактически существует альтернативная Росгвардии «внутренняя армия», ведутся не первый год, и однозначный ответ дать довольно сложно. Пока новости о том, что охранник магазина превысил полномочия, и о том, что сотрудник правоохранительных органов совершил сомнительный поступок, появляются с приблизительно одинаковой частотой. На первый взгляд, выходит, «государевы люди» ничем не лучше и не хуже частников, а значит, ситуация не требует срочных изменений.

В отличие от частной видеофиксации на дорогах. «Письма счастья», которые получают водители за нарушения, стали приходить все чаще — ​особенный вал пришелся на майские праздники. И все чаще подобная почта вызывает серьезные вопросы, сводящиеся, по сути, к сакраментальному: «За что?»

При этом видеофиксаторы, как пишут СМИ, ставятся кое-как, наспех, вдали от действительно аварийно-опасных мест — ​просто там, где есть шанс больше «настрелять», подловив водителей на ошибке. То, что следящую технику монтируют неправильно, это полбеды, но есть и примеры прямой фальсификации нарушений. Обслуживают сложную аппаратуру случайные люди: совсем уж трагикомично выглядит история, рассказывающая, как на одной из трасс треноги с видеокамерами установили торговцы овощами-фруктами: «Подходи, дорогой, покупай арбуз, клубнику, персики, штраф заодно плати!»

Разумеется, это никуда не годится. И неудивительно, что за проверку подобных шарашек по выкачиванию штрафов взялась Генеральная прокуратура.

Да, превышение скорости было и остается одной из основных причин ДТП, включая тяжелые. Но базовый принцип правосудия неизменен: лучше пусть зло окажется безнаказанным, чем пострадает невинный. От того, что тысячи людей заплатят штрафы за нарушения, которых не совершали, обстановка на дорогах не улучшится. А вот сами люди озлобятся.

Другая сторона медали — ​чересчур активное неравнодушие некоторых сограждан, порой компрометирующее изначально благую инициативу властей. В столице, например, давно действует программа «Помощник Москвы»: автовладельцы фотографируют нарушителей, отправляют снимки на специальный сайт, и в результате последних штрафуют, а первым выписывают бонусы, которыми можно оплатить парковку.

Вот только все чаще «бдительные» господа и дамы присылают фото неправильно припаркованных карет скорой помощи или пожарных машин, превышающих скорость. И если работникам службы «01» удается выигрывать суды, доказывая, что автомобиль ехал на вызов, то вот медикам это оказывается сделать сложнее. Сейчас, например, рассматривается дело водителя Виталия Бородкина, который в ходе дежурства возле Храма Христа Спасителя припарковал машину там, где это формально запрещено. Неизвестный «помощник Москвы» зафиксировал «вопиющее нарушение», а суд подтвердил штраф, поскольку на фотографии у автомобиля не были включены проблесковые маячки. Водителю выписали штраф 3000 рублей, который будет удержан из его далеко не огромной зарплаты.

Возникает ощущение, что такие «помощники» — ​это кровные братья хамов, не уступающих дорогу машинам спасательных служб и лезущих в драки с автомобилистами. Позиция суда здесь тоже вызывает большие вопросы, или судья думает, что ни ей, ни ее родственникам никогда не потребуется неотложная помощь?

Но еще более странно выглядят чиновники, учитывающие в планах местных бюджетов штрафы, которые должны быть получены благодаря не пойми кем установленным видеофиксаторам и «добровольным помощникам». В некоторых регионах штрафы составляют до трех процентов от предполагаемых доходов.

Это, пожалуй, самое худшее проявление так называемой «палочной системы» отчетности, вынуждающей правоохранительные органы отказывать в возбуждении заведомо нераскрываемых уголовных дел, а недобросовестных сотрудников — ​даже фальсифицировать преступления.

Штраф не может и не должен быть запланированным источником пополнения казны, как, допустим, транспортный или подоходный налог. Ведь чиновник всегда ориентируется на то, чтобы выполнить поставленное задание. И он будет выдавать разрешения на кривую установку видеофиксаторов, задним числом менять правила проезда и парковки, лишь бы получить запланированное, а по возможности — ​превысить план.

Подобное имеет крайне малое отношение и к безопасности дорожного движения, и к удобству горожан, и к развитию экономики. Правильнее будет сказать, что это форменное вредительство. А если так, то для чего оно нужно?


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции