Какое шоу без слезинки ребенка?

Андрей РУДАЛЕВ, литературный критик

29.04.2019

Без скандала не бывает шоу. Эту понятную, как дважды два, максиму продемонстрировал финал конкурса «Голос. Дети». Единственная разница в том, что в данном случае в центре грандиозной шумихи — ​ребенок. А что там гуманисты обычно говорят про его слезинку?..

Понятно, что шоу — ​индустрия, и её телевизионную и топовую ипостась можно сравнить с добычей углеводородов. Поэтому ничего личного — ​только циничный и прагматичный бизнес. Детей все активнее привлекают в эту крайне агрессивную среду и вновь понятно почему: есть гарантии успеха в игре на мимимишности и умилении. Плюс и взрослые зачастую воспринимают своих чад как перспективный ресурс, выгодный для реализации.

В скандале вокруг дочери Алсу Микеллы Абрамовой можно выделить два основных момента: это собственно её победа, вызвавшая ряд вопросов, и, конечно же, сам принцип подобных шоу-конкурсов с участием детей.

В определённой мере Микелла стала заложницей своей матери. Похоже, сейчас в адрес девочки выплескивается все, что когда-то осталось невыговоренным на счет самой Алсу. Та ведь тоже добивалась известности, активно используя свою детскость: в образе нимфетки рядом с Сергеем Маковецким в неплохом клипе. Слагающие успеха были понятны: собственные таланты вторичны (таковых у нас, как показывают те же шесть сезонов «Голоса», очень и много), главное — ​ресурс, который может предоставить социальный лифт. У Алсу такой имелся — ​папа-олигарх. Вот общество и возмутилось, увидев в финале конкурса намек на карьерный повтор и семейный подряд. Отсюда и чрезмерные эмоции, гнев и жажда справедливости. Разве новость, что в нашем шоу-бизнесе этакая семейственность — ​практически норма?

Доказать или опровергнуть подозреваемую теневую сторону в выборе победителя детского «Голоса» едва ли реально. Но можно сказать весьма определенно, что в раскрутке скандала использовали классический сюжет противостояния подкупа и кумовства с жаждой справедливости, и общество ожидаемо клюнуло. Вот и «весомые» аргументы на лицо: дочь Алсу, внучка олигарха, конкуренты были лучше. То есть, обывателю в проброс кинули мысль, что «все куплено»: он с ней и так по жизни не расстается, а теперь, выходит, еще и получил подтверждение своей правоте.

Но мы же понимаем: перед нами шоу, его не стоит наивно воспринимать за чистую монету, как и действие в «мыльной опере». А «мыла» вокруг уже много наварено. Массовка раскручивает шумиху, отметились едва ли не все наши «властители дум» от попсы. Делаются заявления, потом трактуются, а далее следуют заявления на заявления. Сам Максим Галкин выступил в роли нравственного ориентира и одним из первых высказался о несправедливости произошедшего и добавил, что своих детей на подобные конкурсы не отдаст. Случайно или нет, но одним из тех, кто публично поддерживал и горячо призывал голосовать за Микеллу, был Филипп Киркоров. Да, и как тут не упомянуть про Аллу Пугачеву, которая одарила проигравших участников финала своим вниманием. Для знатоков перипетии отношений в нашем «шоубизе» данные позиции о многом скажут…

Терзают смутные сомнения, что весь голосовой шум-гам — ​банальная имитация (хоть модное слово «фейк» применяй) для подстегивания рейтингов, а, возможно, и свежая идея для обновления проекта в будущем сезоне. Перед нами работа на массовую аудиторию, на все того же обывателя, кричащего ныне «все куплено».

Но, если отстраниться от эмоций, то его, этого самого обывателя, и стоит винить. Ведь именно он, как правило, клюет на бренд, имя, известную репутацию, в которых ему видится гарантия правильного выбора. Вывеска «дочь Алсу» — ​разве не повод поставить сначала лайк, порадовавшись новым подробностям из жизни «звезды», а потом отметиться дизлайком, рассуждая о кумовстве и семейственности? Так вот любим и ненавидим — ​все вместе. Именно данные полюса чувств и использует шоу-бизнес в своей раскрутке, мельтешении и закачивании тонн спама в головы людей. Начнет надувать пузыри — ​будут смеяться, станет резать лук — ​плакать.

Не стоит забывать и об использовании звездного административного ресурса. За Микеллу Абрамову призывали голосовать многие: от упомянутого уже Филиппа Киркорова до Ольги Бузовой, у которой, кстати, самая большая аудитория в соцсетях. Получается, что все тот же обыватель сначала сказал «да», зачарованный известными голосами, а потом, очнувшись, возмутился и преисполнился гневом праведным. Ведомость, послушность, акцент на первичные инстинкты и эмоции — ​вполне себе понятные принципы воспитания чувств у своей аудитории использует шоу-бизнес. Сейчас наши топовые «звезды» спешат вынести вердикт по ситуации (причем, некоторые успевая менять свое мнение трижды на дню), предстают в роли верховных арбитров и пастырей. Им все в плюс и в хайп, но кто тут думает о той самой слезе ребенка?..

Все-таки думается, что дети и шоу, законы которых находятся зачастую за пределами добра и зла, не самое лучшее сочетание. Может пора поберечь чад, а не делать на них рейтинги и становиться, по сути, компрачикосом? Тут ведь вопрос не только в конкурсах, справедливости и травмах. Происходит деформация в восприятии самого ребенка. С одной стороны, он позиционируется в качестве выгодного капиталовложения, а, с другой, из детей хотят вылепить маленьких взрослых, но только смешных и умилительных. От манер, поз, нарядов, умения держаться и говорить до соответствующего репертуара. Родители смотрят на таких детей и, смахивая слезу умиления, говорят: «Совсем как взрослые…»

Но что-то тут настораживает и даже пугает, как те волшебники из «Сказки о потерянном времени». Детей мы усиленно соблазняем взрослым миром, не дав возможности пожить в своем, где нет столь оголтелого цинизма и прагматики. И в этом — ​главная психотравма, в этом — ​основной скандал.


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции