Шри-Ланка: кто устроил кровавое воскресенье?

Дмитрий ДРОБНИЦКИЙ, политолог

24.04.2019

В минувшее воскресенье, на католическую Пасху, в Шри-Ланке прогремели взрывы, унесшие сотни жизней. Самое пугающее — ​непонятно, кто в действительности за этими терактами стоит. Поначалу власти обвиняли местные радикальные группировки. Чуть позже ответственность на себя взяла одна из них — ​«Джамаат ат-Таухид аль-Ватания». И практически сразу последовало заявление от «Исламского государства» (организация, запрещенная в России) — ​мол, работали боевики «черного халифата».

Совсем запутал ситуацию министр обороны Шри-Ланки Руван Вийевардене, заявив, что взрывы связаны с недавними атаками на мусульман в Новой Зеландии. В марте в мечетях города Крайстчёрч погибло более сорока человек. Ответственность за массовое убийство взял на себя австралиец Брентон Таррант, ранее замеченный в пропаганде экстремистских и расистских идей.

Заявление Вийевардене с удивлением встретили в Веллингтоне и Канберре, где внимательно наблюдали не только за активностью группировок белых супрематистов, но и за реакцией на трагедию исламистских организаций по всему миру. К слежке подключилась так называемая система «Пяти глаз» — ​объединенная сеть разведок США, Канады, Великобритании, Австралии и Новой Зеландии. Но «всевидящее око» никакой связи не узрело.

Похоже, силовики Шри-Ланки хватаются за соломинку. Объяснить скоординированную атаку на католические приходы и гостиницы, полные иностранных туристов, отмщением местных исламистов за атаку на мечети в далекой Новой Зеландии — ​значит не объяснить ничего. Почему террористы выбрали в качестве жертв именно ланкийских католиков, а не, скажем, австралийских протестантов? Как они смогли организовать столь масштабную акцию? Для этого требовалось, как минимум, подготовить смертников — ​дорогостоящий и штучный «инструмент». Для его «изготовления» нужно владеть весьма изощренной психотехнологией. Об этом свидетельствуют данные контртеррористических ведомств практически всех стран, включая Россию. Наконец, почему ни «Джамаат ат-Таухид аль-Ватания», ни ИГ не объявили о мести за новозеландских братьев?

Шри-Ланка долго была ареной ожесточенной борьбы двух основных этносов острова — ​сингальского большинства и тамильского меньшинства. Первые исповедуют буддизм, вторые — ​индуизм. Так что конфликт носил еще и религиозный характер. Бойцы организации «Тигры освобождения Тамил-Илама» многие годы вели гражданскую войну против центрального правительства. Не гнушались и терактами. Но в 2009 году «тигры» признали поражение. Тамильский остался вторым государственным языком страны, притеснения индуистов прекратились. Вопрос был в целом решен.

Ланкийские мусульмане составляют примерно 10 процентов населения. Некоторые их радикальные общины время от времени устраивали акты вандализма в отношении буддийских храмов. В ответ следовали погромы. Но до серьезного кровопролития дело не доходило. Тем более — ​до поясов шахида.

В 2011–2013 годах на Шри-Ланке стали образовываться экстремистски настроенные исламистские ячейки. Одну из них возглавил имам Захран Хашим. Он не являлся членом «Джамаата», но читал религиозные лекции адептам данной организации. Известность же получил благодаря YouTube-проповедям, в которых призывал не мириться с властью «неверных». Проповедовал Захран Хашим на тамильском языке и соблазнил своими речами многих молодых мусульман острова.

Израильское издание The Jerusalem Post со ссылкой на свои источники в разведсообществе сообщило, что Хашим готовил нападение на посольство Индии. Теракт планировался на 4 апреля, но был раскрыт, а исполнители арестованы. Причастность проповедника так и не доказали.

По данным «Би-би-си», ланкийские мусульмане не единожды требовали от властей разобраться с возмутителем спокойствия, но силовики не реагировали на многочисленные сигналы. И все же считать именно Хашима своего рода эмиссаром ИГ, организовавшим пасхальные теракты, будет большой натяжкой. Известно, что в начале 2010-х многие молодые мусульмане отправились в Сирию и Ирак для вступления в ряды халифата. Но проповедник-экстремист, если верить системе «Пяти глаз», к рекрутингу был непричастен. Разве что косвенно — ​через свои лекции. Массового возвращения боевиков ИГ на остров отмечено не было, так что и «квалифицированными кадрами» местные радикалы не располагали.

И снова встает вопрос: почему атаковали именно христиан, которые являются самой малочисленной и, кроме того, многоэтничной конфессией Шри-Ланки? Даже если бы несколько боевиков вернулись с Ближнего Востока в последние месяцы, они бы прежде всего обратили свой гнев на буддистское большинство.

Страшная ланкийская трагедия остается загадкой. Но по большому счету в ней нет никакого секрета. На планете существует огромная, хорошо подготовленная подпольная сеть исламистских террористов. Они атакуют порой в неожиданных местах и часто бьют по самым толерантным людям. Мы еще многого о данной сети не знаем. Но прикрывать подобное неведение безумными идеями о некоем «возмездии за белый супрематизм», как попытался сделать Руван Вийевардене, вредно и опасно. По этой логике для предотвращения терактов надо бороться не только с такими отвратительными типами, как Брентон Таррант, но и со всеми контртеррористическими организациями мира.

Будем надеяться, что ланкийский министр просто оговорился и никто не начнет развивать его мысль. Иначе это чревато совершенно непредсказуемыми последствиями.


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции