Бомба под сценой

Мария РЕВЯКИНА, директор Театра Наций

03.04.2019

В рамках начавшегося широкого обсуждения о судьбе двух прославленных театральных коллективов, я хотела бы поделиться своим мнением. Думаю, в России появилась нездоровая, пожалуй, даже пугающая тенденция к объединению и оптимизации творческих коллективов: театров, музеев, филармоний, домов культуры, музыкальных школ и так далее. Зародившись в глубинке с ее бесправием и недофинансированием это поветрие уже достигло крупных областных центров.

Новость о слиянии ярославского Театра драмы имени Волкова и Александринки повергла театральную общественность в изумление. Это два крупных, независимых коллектива — ​каждый с собственной богатой историей. Причем это не только история отдельных учреждений, но и городов, где они возникли и развивались. Это достояние людей, которые живут в конкретном регионе, предмет их гордости. Если говорить о Ярославле — ​там прекрасная труппа и худрук, интересный репертуар, отремонтированное здание. Зачем их куда-то присоединять? К тому же, без открытого обсуждения с местными жителями, для которых театр является символом города.

Доводы, озвученные в пользу слияния, с моей точки зрения, не убедительны по той причине, что все это — ​обмен артистами, совместные гастроли за рубежом, обменные гастроли, постановки спектаклей друг у друга можно реализовывать и так, по доброй воле и желанию.

Даже если на минутку представить, что слияние Волковского с Александринкой обошлось без резонансного осуждения, было воспринято общественностью в позитивном ключе, а итог превзошел все ожидания, я убеждена, что в будущем такое решение может негативно сказаться на развитии всей театральной сферы в России. Объясню, почему.

В марте мы собрали руководителей тридцати театров из малых городов и обсудили их насущные проблемы, которые возникают, едва лишь в Москве появляются свежие отраслевые законы или новаторские инициативы от федеральных чиновников. В каждом регионе власти трактуют нововведения по-своему. Например, в каких-то городах местное Mинистерство культуры выпускает приказ, устанавливающий цены на билеты. При том, что театр — ​самостоятельный хозяйственный субъект и вправе сам осуществлять ценовую политику. Или чиновники начинают рассчитывать зарплату по среднесписочному составу, а не по существующему штатному расписанию, и таким образом элементарно не хватает денег на зарплату фактически работающих в театре людей. Все то, что находит поддержку и воплощается в жизнь на федеральном уровне, мигом перенимается регионами, но уже с учетом особенностей местного самоуправления. Понимают ли региональные чиновники, что такое театр и как он устроен? Как показывает практика, далеко не всегда.

Скажем, попытка оптимизировать культурные центры в Тюменской области показала абсурдность такого подхода. Там объединили в концертно-театральный холдинг (ТКТО) пять крупных учреждений — ​театр драмы, театр кукол, филармонию, Дворец культуры и Тобольский драмтеатр имени Ершова. Последний вообще находится в отдалении от Тюмени. Дорога от облцентра в Тобольск занимает свыше трех часов.

Целью объединения называлось в том числе стремление к большей рациональности. Средства, получаемые более успешным учреждением, отныне перераспределялись туда, где не выполнялся план по доходам. Перетекание финансовых ресурсов стало одним из рычагов повышения общей эффективности ТКТО. Однако в результате снижалась коммерческая мотивация каждого конкретного учреждения. Везде началась перетряска управленческих структур: сокращение персонала, перераспределение обязанностей, а в некоторых случаях, и снижение размера зарплаты. Вместе с тем, руководящий аппарат самого объединения быстро разбухал. Всякое решение требует теперь длительного согласования — ​ведь даже незначительные тактические вопросы разбираются лишь на самом верху. За пять лет сменилось четыре гендиректора. Театры потеряли ряд штатных единиц: завлит, главный администратор, педагог по работе с младшими школьниками, снабженец и т. д. При этом, их функционал попросту лег на плечи оставшихся.

Согласование документов происходит без временных рамок! Ежедневно оформляется уйма бумаг, где нужно физическое подкрепление печатями и подписями. То есть, постоянно требуется ездить туда-сюда. В головной системе работают не имеющие нужных специфических знаний «специалисты». Они не способны видеть за «макулатурой» содержательной и художнической специфики каждого учреждения. В этой системе нивелируется роль творца — ​главного режиссера, главного художника — ​как лидеров, направляющая роль закреплена исключительно за руководством ТКТО.

Подобные объединения в глобальном смысле таят в себе опаснейшую тенденцию, это превращение в большой колхоз, где все общее и никто ни за что не отвечает, один хозяин за всем не в состоянии уследить, а начальники структурных подразделений теряют полномочия и интерес…

Возвращаясь к присоединению ярославского театра — ​сомневаюсь, что возможно наладить единые продажи билетов на два города, что реально проводить единую закупочную политику, что появится качественный рост в создании спектаклей, ибо спектакль зависит прежде всего от талантов, а не от разнообразия управленческих форм.

Но и это полбеды. Увы, слияние двух крупных прославленных коллективов, с моей точки зрения, послужит сигналом для масштабной оптимизации культурных институций по всей России. И одному Богу известно, во что это может вылиться…


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции