Уважать себя без правил…

Станислав СМАГИН, публицист

27.02.2019

Всемирно известный чемпион по смешанным боевым искусствам Хабиб Нурмагомедов, кажется, всерьез решил стать цензором морали и нравственности в родном Дагестане. Прошлой осенью своими резкими постами в соцсетях он сорвал концерт Егора Крида. После чего устроил заочную перепалку с заступившимся за «кумира тех, кому до 16» Тимати, в ходе которой оскорбил обоих. На днях же боец прокомментировал видеозапись прошедшего в Махачкале спектакля «Охота на мужчин», содержащего пикантные сцены.

«Дагестан — ​это наша земля. И тут организовывать подобного рода мероприятия никто не должен, — ​бушевал спортсмен. — ​Клянусь Аллахом, пока мужчины нашего Дагестана не проснутся и не начнут наводить порядок, у нас положение будет только ухудшаться. Дагестан — ​это земля чести и достоинства, порядочных мужчин и целомудренных женщин, а не то, что внедряют в последнее время к НАМ». Позднее он удалил сообщение, но оставил новое, адресованное уже местным властям: «Почему все молчат и поддакивают этой порнухе в центре города? Или вы хотите, чтобы люди вышли на улицу? Не надо нас провоцировать и унижать, всему есть предел». Спектакль уже состоялся, поэтому актеры сочли нужным принести публичные извинения за недоучет региональных культурных особенностей…

Среднестатистическому русскому человеку, воспитанному в европейской христианской культуре и сочетающему умеренно либеральные и умеренно консервативные ценности, пожалуй, не очень близки оба лагеря этого противостояния. С одной стороны, запредельная откровенность на сцене — ​удел все-таки специфических ценителей, а творчество Тимати и его «банды», куда входит Крид, также очень многим из нас представляется безвкусным. Кроме того, рэперы отличаются вызывающим поведением и вне сцены, зачастую попирая как моральные, так и правовые нормы. С другой стороны, стремление углядеть пощечину традиционалистскому общественному вкусу в не особо зашкаливающей фривольности и последующий призыв расправиться с «кощунниками» — ​тоже зрелище весьма малопривлекательное. Тем более, что актеры и их родственники уже начали получать угрозы.

Удивительным образом в данном случае сплелись архаика, культурно-нравственный нигилизм и постмодернизм — ​эти диалектически связанные союзники, две половинки одного целого, две стороны одной медали. Мы помним, как четыре года назад исламистские боевики расстреляли в Париже коллектив журнала «Шарли Эбдо», прославившегося отвратительными похабными карикатурами и отсутствием любых ограничителей. Тогда многие поймали себя на мысли, что, осудив террор и убийство, полновесно сочувствовать жертвам все же не получалось. Палачи и жертвы будто вписывались в формулу «чума на оба ваших дома».

Но подобные союзы проявляются на Западе и в менее экстремальных формах. Для либеральных элит, СМИ, правозащитников и прочих властителей дум меньшинства этнически-религиозные, причем наиболее ортодоксально настроенные, и меньшинства культурного толка, причем наиболее презирающие разного рода условности, в равной степени дорогие друзья и партнеры. Это своего рода диковинная и рискованная игра в «цветущую сложность» мультикультурализма и толерантности, причем ведущаяся за счет здоровой простоты жизни обычного европейца. Говорят, Лазарь Каганович, взрывая Храм Христа Спасителя, заявил: «Задерем подол матушке-России!» Сам сталинский нарком легенду, правда, опровергал, но нынешние старосветские властители дум и кабинетов натурально задирают матушке Европе подол, усиленно натягивая при этом на нее паранджу.

Собственно, у нас ситуация чем-то похожая. Суровый традиционалист Нурмагомедов большую часть времени живет и тренируется на Западе, при этом он участник индустрии, мало чем отличающейся от музыкального шоу-бизнеса, — ​пресс-конференции и взвешивания с нарочитыми перепалками, подогревающими интерес к очередному бою, бесконечные фото и интригующие сообщения в Instagram, реклама от зачастую весьма сомнительных контор. Сам Хабиб не столь давно оказался в центре скандала, когда предложил поклонникам подписываться на страницы спонсоров, а там оказались фотографии обнаженных женщин и призыв испытать удачу в азартных играх. Зато нарочито отвязный Тимати — ​человек весьма сложных религиозных взглядов, признающийся, что его любимое место в Грозном — ​мечеть «Сердце Чечни».

Актеры, певцы и борцы вольно или невольно оказались внутри неприятной тенденции — ​слома умеренного центризма смыкающимися и бьющими друг друга крайностями. Однако противостоять этому бессознательному движению надо вполне сознательно. Например, активно и деятельно на государственном, общественном, семейном и образовательном уровне закреплять культурно-поведенческий кодекс, равно отвергающий и архаику, и нигилизм, а главное, с младых ногтей научающий человека уважению и умеренности.

В истории с заявлениями Хабиба есть и еще одна серьезная угроза равновесию. Столь гневающийся проявлениям пошлости на дагестанской земле Нурмагомедов не особо распространяется о чуть потерявшей остроту, но все равно актуальной проблеме — ​поведению представителей Северного Кавказа в городах Центральной России: от свадеб со стрельбой до лезгинки у памятников. Однако там, откуда они родом, не то что демонстрация провокационного спектакля — ​появление визитера на улице в состоянии алкогольного опьянения чревато куда большими неприятностями со стороны людей ультраконсервативных взглядов.

Так давайте определяться: или в каждом уголке нашей страны гости подстраиваются под местный жизненный уклад, или все и везде ведут себя одинаково. Недопустимо, когда в чужом регионе поступаешь так, как тебе угодно, а в твоем доме приезжие обязаны вести себя так, как хочешь ты. Согласитесь, весьма странная и вредная мораль без правил. В конце концов, для того у нас есть не проповедники духовных ценностей и не светочи свобод, а сугубо закон, пресекающий любой конфликт крайностей.


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции