Это все придумал Черчилль

17.01.2019

Владимир МАМОНТОВ, журналист

Рисунок: Виталий ПодвицкийРеформа пришла в частную школу Святого Георгия в Аскоте неожиданно: министр образования был принят царствующей особой и договорился, что финансирование будет теперь осуществляться не по муниципальному, а по федеральному принципу. Уж если тратить государственные деньги, то не на двоечников или даже середнячков, а на одаренных детей.

Таким образом из школы были под благовидными предлогами удалены учащиеся, которые явно не метили в элиту Британской империи. Первым вышибли Уинстона Черчилля. Он учился так плохо, что даже розги не помогали. Учителя, когда он и ему подобные ушли, с удвоенной силой занялись оставшимися более одаренными — ​жаль, что их имен теперь никто не вспомнит.

Что? Выдумки? Фейк? Не было такого в биографии британского госдеятеля?

Спокойно, граждане! Всего вышеописанного действительно не случилось в реальности, к счастью. Напротив! Странного мальчика, которого освободили от латыни и греческого, чтобы он хоть как-то освоил родной английский, никто не удалял из школы Святого Георгия. Не сепарировал. Его пороли, называли «тупицей», увещевали, искали подход. Учителя были неотступны, настойчивы и безжалостны; двойки сменились тройками. Потом парень расцвел, стал премьер-министром, брякнул великое про «кровь, пот и слезы» (это он явно вспомнил своих терпеливых наставников), подарил нашим сталинистам неразменную цитату о сохе и атомной бомбе и получил Нобелевку по литературе.

И это было торжество педагогики. В ее универсальном проявлении: да, парень мог и не стать тем, кем стал, а так и помереть английским тупицей в смокинге, без знания латыни. Но учитель, как маэстро из хорошей песни, не должен оставлять стараний. Иногда у него получаются Уинстоны.

В хорошей школе существует и педагогика, дополняющая универсальную, — ​избирательная. Смело переброшу мостик от Черчилля к себе — ​мои учителя уже к седьмому классу точно знали, что я не математик. Назначали дополнительные занятия, надо мной шефствовала отличница по данному предмету, очень развитая девочка, но на экзамене за меня контрольную написал приятель, сидевший сзади, я перекатал его решение с листочка, математичка и завуч сделали вид, что ничего не заметили. Мне, облегченно вздохнув, поставили трояк. Зато по литературе… По истории… Вот тут учителя действительно уделяли мне особое внимание, и я им по гроб жизни благодарен. Как и за то, что никто не гнал из моего родного класса в спецшколу для особо одаренных гуманитариев. Языкознатцев. И прочих подмастерьев узкого профиля. Вот радость была бы учиться с еще тридцатью ботанами! Второгодник Лёня так и не научил бы меня играть в ножички!

К чему я это? А к тому, что у нас, кажется, назревает новая реформа российской школы. Есть идея, что особо одаренных надо отделить, инкубировать в храмах знаний, выучить на Эдисонов, Чеховых и Циолковских (троечники и двоечники в школе), а так же Гейтсов и Кулибиных, остальные же пусть варятся в общем питательном бульоне. Еще не «Матрица», но начатки. Что-то мне подсказывает, чем кончится. Из наших сегодняшних храмов знаний и так уж выходят существа зачастую утопического свойства, манагеры, мало что понимающие в жизни, а уж если им еще и внушать, что они градусом выше прочих, то…

Нет, справедливости ради надо сказать, что в том же Советском Союзе миллионы молодых людей метили не в элиту, не в МГИМО и ВШЭ (последней вообще не было), а в токари, мастера буровых, в зоотехники. Вовсе не в Циолковские. Но до восьмого класса шансы всех были равны. И над большинством бились наши Марьи Ивановны и Галины Антоновны, как английские педагоги над Уинстоном Черчиллем. Да, с переменным успехом. Но это входило в их неписаный контракт, в конституцию (с большой и маленькой буквы) страны.

Если мы хотим получить на выходе некоторое количество пустоглазых начальничков, которые удушат последние человеческие проявления в себе и других — ​то да. Надо реформироваться именно эдак. Если мы хотим взрастить узкоспециальных знатоков японской поэзии, которые, улыбаясь, станут приветствовать мирные посадки сакуры на Курилах, то опять да. Надо! Если хотим полчище сребролюбов (хотя куда уж их больше, чем сейчас) которым банк — ​их Родина, то да. Надо еще и этой реформой школу накрыть.

Конечно, мне объяснят, что я отстал. Что главной проблемой цивилизации являются миллиарды «лишних людей» — ​вот их и надо отсепарировать на раннем этапе. Чтоб не мешали одаренным рулить. Но граждане! При чем тут Россия? Нам-то нужны толковые люди, много — ​разносторонних, не узкопрофильных; и токари, и компьютерщики, и солдаты, но объединенные целью: сберечь Россию, ее богатства и себя любимых.

Давайте реформу хорошенько проверим на этот счет.


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции



Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий

Комментарии (1)

  • alt

    Василий 18.01.2019 20:13:50

    Владимир, какую душевную усталость испытываешь, читая подобный вашему ненапряжный стеб по поводу "реформ", благонамеренно заканчивающийся чем-нибудь светски туманноальбионным. Так и чувствуется, что область российской "культур-мультур" - гавань уютная (да, виски бы еще на два пальца и сигарку в угол рта, как у сэра Уинстона). Вываришься 45 лет в высшей школе, послушаешь зубовный скрежет "преподов" в "провинции" о реформаторах (печатных слов, увы, остается все меньше и меньше, а к непечатным даже "демократическая расея" не смогла приучить). Я к чему? Боже упаси, я не про баррикады (чур-чур) вас, очень тошнотворно видеть, как стебаются над тем, над чем стебаться нехорошо. Ведь уничтожение школы -начальной, средней, высшей -(а вовсе никакие это не реформы!) ведет к оскотиниванию общества, к уничтожению демоса (как толкует Венди Браун). "Образование - это услуга" (что-то вякнула было супротив наша поповна-министерша, да и кануло все это туда, вникуда), а бизнес (это почти поголовные "талантливые пилильщики грызуны бюджета, отродясь никакого пороха в жизни не выдумавшие!) - будет кадры "заказывать" школе! Как писали ернические школяры: "Я бы в киллеры пошел! Киллеру - хорошо. У киллера жизнь красивая (правда, короткая))
    Как забыть почти что "посмертную записку самоубийцы"-преподавателя, которая после 40 лет успешного преподавания призналась себе и нам, что с ужасом обнаружила, что ненавидит школу всеми фибрами еще сохранившейся души. А ведь дожили: уже "школота" избивает и мордует "училок" (барчуки-мажоры сладострастно снимают это на смартфоны). Родители из числа раздобревшей на воровстве чинодральской гопоты железобетонной стеной смыкают строй в оправдании любых гадостей своей шпаны (преподы говорят: раньше мы их презирали, теперь - боимся до смерти). Премьер, кривляясь, цинично ерничает перед учителями: денег нет, учитесь зарабатывать!
    Ладно, "просвещать" я вас не буду, просто примите это в качестве пояснения обиды за, как показалось, неуместный тон в соприкосновении с темами, крайне болезненными (уничтожается страна. Н.Михалков, вкупе с покойным С.Говорухиным причитали "Как мы потеряли страну?". Мы очень скоро пополним их ряды с этим же стоном).
    Так что, примите уверения в не совсем совершенном (по указанным причинам) почтении к вам (хотя, благими пожеланиями...). В.Русаков.
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть