Пишите письма

Егор ХОЛМОГОРОВ, публицист

28.11.2018

«Представьте себе, что ждете отца с фронта. Напишите ему письмо. Воспользуйтесь словами из творческой тетради». Это задание из учебника для четвероклассников необычайно всполошило общественность. Родители с подачи искусствоведа Ольги Федорченко возмущаются, что детей заставляют писать «такое», и тут же предлагают собственные варианты ответа: «Папа, зачем тебе эта война?! Вернись лучше к нам! Дома у нас все хорошо! Зачем тебе это нужно?!. Я ненавижу тех людей, кто начал эту войну». В общем, классическое «кабы нас тогда покорили эти самые французы: умная нация покорила бы весьма глупую-с и присоединила к себе», один в один.

Разумеется, война — ​это зло, и хуже, чем она, может быть только заполошная «антивоенная риторика», которая удивительно точно наложилась на объявление Украиной военного положения. Попались под руку детские письма — ​значит, уликой, обличающей «российскую агрессию», будут они.

Подобная неразборчивость в средствах — ​дело для наблюдателя привычное. Находится повод, запускается истерика, в пылу которой в топку бросается все по-настоящему ценное. А проблема на самом деле состоит не в том, что «наших деточек готовят к войне». Ученикам зачем-то предлагается не подбирать слова от сердца, а составить их по шаблону, по сути — ​«письмовнику» (причем не самому хорошему): «Здравствуй», «Дорогой», «Я о тебе очень скучаю», «Как там на фронте», «Я помогаю маме», «Я тебя очень-очень жду», «Возвращайся с победой», «До свидания», «Крепко тебя целую», «Твой сын/дочь». Дети и в семь лет вполне способны самостоятельно выразить свои чувства. Зачем им нужен этот убогий инструментарий — ​ума не приложу. И что будет, если они откажутся им пользоваться?

Кроме того, все отлично понимают (не надо строить иллюзий): подобного рода «творческие задания» часто делают родители. Не будь этой всем известной практики, никто бы и не узнал о скандальном сочинении, а уж тем более не поднялась бы волна возмущения. Школе очень давно пора переходить к такой системе домашних заданий, которая требует обязательного участия самого ребенка, невозможна без него, а потому не превращается в дистанционный обмен любезностями родителей с учителями.

И наконец, самое главное. Если уж мы хотим дать детям почувствовать, что такое война, то, может быть, для начала стоит о ней правильно рассказать? В учебнике по литературе, к которому прилагается рабочая тетрадь с заданием, вся тема сводится к истории о Вещем Олеге, то есть «преданьям старины глубокой» (вряд ли нынешний школьник может честно вжиться в те далекие времена, прочувствовать их). Дальше идут стихи о природе, Родине и сказки — ​«Конек-Горбунок», скажем. И никаких боевых действий. Современный ребенок крайне смутно себе представляет, что такое «папа на фронте», актуального жизненного опыта у него, к великому счастью, нет, но и художественного аппарата тоже. Нынешние фильмы и анимационные ленты подразумевают, что борьба добра со злом ведется героями, а не армиями. Да и линия фронта проходит теперь в любом произвольном месте. Чудовище нападает на город, правительство зовет на помощь какого-нибудь отставного вояку или группу мутантов — ​так ведь обстоят дела, если смотреть на экран. Мультфильмы, в свою очередь, переносят войну во времена оны: богатыри бьют Соловья-разбойника.

Стоит напомнить, что раньше по телевизору показывали такие фильмы, как «Два капитана», «Мальчишки», «Зеленые цепочки» etc. Героями в этих картинах были именно дети. Они проходили через войну на равных со взрослыми, без скидок на возраст. Конечно, сегодня все это можно скачать, но родители часто предпочитают не заморачиваться.

Именно поэтому «письмо на фронт» — ​проявление не «военщины», но методологических слабостей нашей образовательной системы. Ведь в итоге все превратится в риторическое упражнение из серии: «Милостивый государь мой папенька, в первых строках спешу сообщить, что пребываю в полном благополучии». В общем, фальшь, которую будут судить по каким-то очень странным и неочевидным критериям.

Вся эта история — ​хороший пример и важный урок: вместо того, чтобы биться в истерике и кричать о том, что «Россия — ​страна-агрессор», стоит подумать о том, как улучшить школьную программу и в каком направлении развиваться культуре, чтобы она помогала чувствовать и понимать родную историю.


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции