Пирожные на крови

Платон БЕСЕДИН, писатель

20.11.2018

В Тюменской области для «Большого десертного бала», который ежегодно проводится в рамках местного гастрономического фестиваля, изготовили кондитерские изделия с изображением членов расстрелянной императорской семьи.

В этом году темой «Бала» стал «Большой императорский маршрут». Один из участников решил не слишком долго думать: просто сваял десерт в виде толстой книги, внутрь которой поместил злополучные пирожные.

С одной стороны, это даже не бестактность, но просто кощунственная глупость, уместная для самых черных комедий, а не для реальной жизни — ​особенно в стране, где споры об императоре идут до сих пор. Вспомним: еще недавно монархисты требовали запретить фильм Алексея Учителя «Матильда», рассказывающий о любовной связи Николая  II с балериной Матильдой Кшесинской. Долгое время любое неоднозначное упоминание об убитом царе приводило к спорам, в которых обе стороны быстро теряли адекватность.

Однако что-то случилось, и никакой бурной реакции на кощунство в Тюмени не последовало. Удивительно, но даже представители династии Романовых, которые любят высказываться по самым разным поводам, прокомментировали пирожные весьма сдержанно. В частности, советник канцелярии главы Российского императорского дома Романовых в Крыму Владислав Пилькевич заявил: «Само по себе изображение государей, святых и героев на различных упаковках или, например, на кондитерских изделиях не предосудительно». Главное, чтобы при этом не было издевательских надписей. Также Пилькевич добавил: «Ранее, например, были штофы для водки в виде бюстов императоров и великих князей».

Но позвольте: речь идет о пирожных с лицами убитых — ​люди станут это есть, откусывать от голов, пережевывать глаза и губы. К тому же мы говорим об изображении страстотерпца, человека, принявшего мученическую смерть. Святого, если уж отойти от политической роли последнего русского царя и оценки его личных качеств. В конце концов, не выпускают же пряники с ликом Серафима Саровского.

Однако попробуем объяснить молчание монархистов. Фокус состоит в том, что информационная повестка — ​вещь рукотворная: любую тему, если нужно, не трудно «пригасить», но легко и «разжечь». Это своего рода отвлекающие маневры, уводящие общество от других тем. Сегодня, видимо, подобное делать не нужно.

И есть еще одно, куда более неприятное толкование. К сожалению, за последние годы ряды монархистов пополнило много ряженых. Для одних позиция «за царя и Отечество» — ​забавная игра вроде той, что описывается в популярных сегодня книгах и фильмах об альтернативной истории, где «белые» не проиграли, а победили. Для других — ​повод «словить хайп», вклинившись с выгодой для себя в информационную среду.

Разумеется, страдает от этого историческая память. Если вчера по ничтожному поводу шум стоял до небес, а сегодня — ​тишина по гораздо более серьезной причине, у человека стороннего возникнет понятное недоверие: не к «защитникам» царя, но к самому монарху. Этот перенос, увы, слишком предсказуем.

Расстрелянная семья императора Николая  II в итоге становится неплохим товаром. То же, впрочем, касается и «красных» вождей. Ведь мы помним один из главных законов шоу-бизнеса: чем больше трагедии, тем лучше это продается. Вот и получается, что там, где не надо никаких слов, — ​шум и ярость, а где стоит высказаться, — ​молчание.

Столь избирательный подход к прошлому чреват последствиями. Он, с одной стороны, лишает нас чувства истории родной страны, уводя подлинное наследие в область конспирологических теорий и коммерческих ухищрений, а с другой — ​сталкивает лбами людей разных взглядов.

Если для рынка все едино — ​что Николай  II, что Иосиф Сталин, — ​то никакой реальной ценности ни тот, ни другой в общественном сознании скоро представлять не будут. В понедельник ты ходишь в майке с императором, во вторник надеваешь кепку с вождем, и, казалось бы, вот оно — ​примирение, как заказывали, невидимая рука уравняла всех. Но без уважения, внимания и такта, которые нужно воспитывать (и это задача — ​на поколения вперед), никакого примирения не получится. Выйдет лишь равнодушие и забвение.

Хуже войны за историю только полное беспамятство.


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции