Джентльмены меняют правила

Владимир ХОМЯКОВ, сопредседатель движения «Народный Собор»

25.10.2018

Как известно, если джентльмен не может выиграть по правилам, он меняет правила.

На наших глазах вчерашние союзники и сегодняшние партнеры на практике демонстрировали истинность старинной пословицы неоднократно. Вот, например, американцы: сначала в 2001 году они аннулировали договор ПРО якобы потому, что Иран представлял для кого-то какую-то угрозу (это, конечно, смешно). Затем пересмотрели свою стратегию национальной безопасности — прописали в ней возможность превентивного ядерного удара по несимпатичным США политическим режимам. И вот теперь, наконец, отменили договор по ракетам средней и малой дальности (РСМД), подписанный в 1987 году и 30 лет являвшийся основой европейской ядерной стабильности.

Стоит напомнить, что РСМД — оружие не оборонительное. Малое подлетное время позволяет ракетам в случае внезапного нападения с высокой вероятностью уничтожить центры управления, связи и жизнеобеспечения на территории противника, чтобы выиграть еще до того, как тот ударит в ответ. В начале 80-х СССР по числу межконтинентальных баллистических ракет добился-таки паритета, что не оставляло европейским союзникам США ни единого шанса уцелеть даже при самом локальном ядерном конфликте.

Поэтому в 1987 году Рейган и готовый на все ради западных кредитов Горбачев заключили договор по РСМД, кстати сказать, весьма неравноценный для СССР. Было уничтожено 846 американских и 1846 советских ракет сухопутного базирования. Американские же крылатые РСДМ воздушного и морского базирования (как и ракеты средней и малой дальности союзников по НАТО — Великобритании и Франции) вообще под договор не подпадали. В итоге американцы получили одностороннее преимущество, европейцы — возможность, не тратясь на оборону, процветать под заокеанским «ядерным зонтиком», а мнением горбачевского СССР и тем более ельцинской России вообще никто не интересовался.

Но ситуация начала меняться. Наша страна ухитрилась основательно модернизировать свои вооруженные силы, включив в них новейшие крылатые ракеты воздушного и морского базирования, способные нести в том числе и ядерный заряд. Китай, никаких договоров не подписывавший, вооружается РСМД сухопутного базирования, что позволяет ему уже сейчас в случае конфликта из-за Тайваня отправить к праотцам защищающий остров американский флот, а то и нанести удар по базам Штатов в Японии и Южной Корее. А тут еще и у Северной Кореи ракеты появились... Отсюда — намерение США разорвать договор, модернизировать соответствующие классы своих ракет, а потом перезаключить его со всеми на новых — выгодных для себя — условиях.

Резоны при этом у Трампа есть как политические, так и экономические.

Первый — сделать более зависимыми проявляющие лишнюю самостоятельность страны ЕС: размещение в Европе американского «оружия первого удара» делает ее фактически заложницей США. У Америки всегда сохраняется шанс попытаться ограничить конфликт локальным обменом ядерными ударами между Россией и своими базами в Европе, и в итоге, как и в двух предыдущих мировых войнах, отсидеться за океаном, чтобы после пожать все выгоды от военного разорения воюющих сторон. Разумеется, европейцы от подобной перспективы будут не в восторге, а потому следует ожидать серьезных споров внутри НАТО.

Второй политический резон — максимально ослабить КНДР, втянув ее в гонку вооружений, для чего в дополнение к РСМД морского базирования необходимо будет утыкать все прилежащие к Поднебесной территории своих союзников ракетами наземного базирования. На этот шаг Китаю придется так или иначе отвечать. Ну и, конечно, «оружие первого удара» у самых китайских границ Америке пригодится.

Трамп в душе не перестал быть бизнесменом, так что у его идеи есть и экономический резон. Из-за того что Россия, якобы уже выпускающая РСМД серийно, ушла вперед, в ближайшие 5–6 лет Америке придется ее догонять, а значит — получать на это огромные бюджетные ассигнования. Вот вам и колоссальные военные заказы, и сотни тысяч рабочих мест — на весь оставшийся срок президентства старины Дональда.

Ну а что Россия? Сегодня многие наперебой комментируют действительно сильные слова Владимира Путина на Валдайском форуме по поводу того, что в случае ядерной войны «мы как мученики попадем в рай». Но перед этим президент сказал еще одну важную фразу: «Мы как бы ждем, что в отношении нас кто-то применит ядерное оружие... но тогда агрессор все равно должен знать, что возмездие неизбежно, что он будет уничтожен». Заметьте: речь здесь не о том, что на каждый отдельно взятый ядерный удар по нашей территории Россия станет отвечать тем же, а о том, что при применении любого ядерного оружия ответный удар будет нанесен всей имеющейся у нас мощью, пусть даже уничтожение при этом будет взаимным.

Это заявление — крайне важный психологически шаг в новом позиционировании государства. Никаких вариантов в духе «лишь бы не было войны» с нашей стороны больше не будет. Потому как именно это положение, допускающее внутреннюю готовность не ответить на первый удар, чтобы не получить еще и второго, служит в глазах любого агрессора дополнительным поводом тебя уничтожить. Сегодня именно новый подход, который положен в основу российской военной политики, дает нам единственно возможный шанс избежать войны.

И заодно напомнить самим себе, что мы тоже джентльмены, и если хотим, правила можем и поменять.


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции