Влюбляться, право, не грешно

Елизавета МУРАТОВА, публицист

28.06.2018

Чемпионат мира по футболу — это не только отличная организация, сотни тысяч болельщиков, голы и удаления, но еще и, как неожиданно выяснилось, серьезный удар по нашей общественной морали, а точнее — по ее самозваным блюстителям. В Сети вот уже неделю обсуждают, что делать, если российские женщины сплошь и рядом крутят романы с приезжающими фанатами. Иногда — горе-то — не для того, чтобы уехать с саудовским принцем, а просто ради ночи с каким-нибудь бразильцем или мексиканцем. А то и с исландцем, чем черт не шутит.

Коварство барышень поразило мужчин. По пабликам «ВКонтакте» разносится дружное: «Да как они посмели? С чужими!»

Отметим, что сама эта тема возникла не на пустом месте: первыми за честь дам вступились некоторые народные избранники. Их пришлось одергивать пресс-секретарю президента Дмитрию Пескову, который заявил: «Что касается наших российских женщин, наверное, они сами разберутся со всеми своими вопросами. Это лучшие женщины в мире». Трудно не согласиться, но соцсети кипят, и вот уже известный видеоблогер Юрий Дудь вразумляет мужчин: мол, вы чего взбеленились, на себя бы посмотрели сначала...

А в ответ — аргументы, доводы, теории, — почему ни в коем случае нельзя знакомиться на улице с улыбчивым испанцем и выходить утром из его гостиничного номера. И обиды, и оскорбления, и призывы «не пущать». Как-то вдруг само собой выяснилось, что у значительной части сограждан есть к власти серьезная претензия: чиновники мало запрещают, даже комендантский час не ввели, а полиция не отлавливает никого.

Не устареет известная истина о том, кто в России «единственный европеец».

Сетевые эксперты всех наук вступили в неравный бой с самой жизнью. И они, к счастью, на глазах у всех проиграют, потому что ни один политический строй, ни один запрет, ни одно предупреждение не помешает людям мечтать, пускаться в авантюры, влюбляться, жаждать приключений, гореть от желания, захлебываться чувствами и целоваться до утра. Огромная и очень важная часть нашей общей культуры — о том, как подросток пишет, ужасно переживая, первое признание в любви. О том, как в далеких краях мужчина встречает женщину, непохожую ни на одну из тех, кого он знал. О том, как случайное касание рук обращается большой любовью или страстной ночью. Мы говорим на этом языке, понимая друг друга поверх границ, — и перуанец, и нигериец, и швед.

Чемпионат мира сродни средневековому карнавалу, это праздник, во время которого люди забывают о скучной работе и жизненных неурядицах. Да, пускаясь иногда во все тяжкие. Но в этом — природа человека. Так что не важно, где вас настигло ощущение счастья: на трибунах стадиона, во время прогулки по легендарной Никольской улице, в метро или супермаркете. Стоит быть счастливыми здесь и сейчас, целоваться ночью на автозаправке, встречать рассвет с тем, от кого замирает сердце, топать и кричать на трибунах до хрипоты. Это жизнь.

Но общественные цензоры, которым никто не давал никаких на то прав, лезут и лезут. «Женщины потом об этом пожалеют, а стране придется увеличить дотации матерям-одиночкам», — рассуждает не безымянный блогер, а дипломированный социолог. Пишет он так, будто люди ни о чем другом в жизни не жалеют, а эти дотации буквально похоронят экономику.

Может быть, дело в том, что пользователи Сети, которые почему-то поверили в силу собственного мнения, и эксперты, которых зачем-то таскают по телепередачам и СМИ, не умеют ничего, кроме как осуждать — не важно, кого.

«Легкомысленно» закрутить роман — не безделица, на это требуется и смелость, и время, и некоторые усилия. Сидя на диване за компьютером, болельщика не очаруешь. А вот иметь собственную точку зрения по любому вопросу — пустяк: просто формулируй складно, и все.

Пожалуй, это пугает даже больше ханжества и дикости (в 2018 году указывать людям, с кем им строить отношения, пусть и мимолетные, а с кем нет, — это ведь правда дремучесть). В России слишком много стало людей, чье настоящее призвание — то, чем они живут, то, что дает им силы, то, на что тратится значительная часть времени, — молоть языком.

Это кажется не таким уж страшным злом, но еще лет десять назад число сетевых пустозвонов не измерялось сотнями тысяч. Что-то с ними пора делать.


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции