Страсти по Конституции

03.12.2013

Владимир ХОМЯКОВ, сопредседатель Партии Великое Отечество

На фоне дежурных панегириков по случаю 20-летнего юбилея Конституции общественный резонанс вызвали два предложения о внесении в ее текст принципиальных изменений. Группа православных общественных деятелей призвала внести упоминание об особой роли Православия в становлении России и ее культуры. А депутат Евгений Федоров заявил о необходимости снятия запрета на государственную идеологию и отмены приоритета «международного» законодательства над нашим национальным.

Вой либералов всех мастей позволяет утверждать, что и то, и другое, как говорится, попало в десятку. Они возмущаются самой мыслью о пересмотре «священной» Конституции и голосят о якобы имеющемся желании РПЦ сделать Православие государственной религией. Это сопровождается «пугалками» о протестах мусульман, иудеев, буддистов, католиков, протестантов, шаманистов, нарушении прав атеистов и о скором превращении России в «православный Иран», где уже завтра женщинам запретят ходить без платка…

Будь это дети, можно было бы сказать: дурачатся, то есть изображают из себя дураков. Потому что не могут же взрослые люди не знать, что именно общая вера сформировала из рыхлого союза племен русский народ, который затем создал Россию. Что именно ценности Православия легли в основу народного мировоззрения, культуры и государственной идеологии. И что эта основа сохранилась даже тогда, когда на «имперском» этапе развития в русскую реку вливались ручьи иных народов и культур. Более того, даже в атеистическое советское время «Моральный кодекс строителя коммунизма» был основан на христианских постулатах…

Стало быть, знают, но врут. Почему? Да потому что сегодня Россия находится на очень важном этапе: после двух десятилетий либерального безвременья, когда двигались в тупиковом направлении, мы наконец-то пытаемся осознать: что есть Россия, откуда пошла и куда должна двигаться. А упоминание в преамбуле Конституции православных корней — это не только констатация бесспорного факта, но и заявка на то, что опираться мы будем на наши традиционные ценности и подходы. А не на западные догмы — культ потребления и успеха, примат личного над общественным, «свободу», понимаемую как максимум прав при минимуме обязанностей… То есть речь идет о смене курса, и именно этим, а отнюдь не оскорбленными чувствами чукотских шаманов, возмущены либералы, дружно бросившиеся защищать «нерушимость Конституции».

Абсолютно из той же оперы — негативная реакция на предложения группы Федорова. Ведь конституционно закрепленное отсутствие государственной идеологии — это отказ России от права иметь собственные общенациональные ценности, собственный путь развития. То есть, любезная либералам перспектива для России — «быть прицепным вагончиком к чужому поезду», заложена в Конституции РФ. А примат международного права над национальным — не что иное, как показатель фактического отсутствия у страны суверенитета и наличия внешнего управления.

«Да, но Конституция свята, ее нельзя трогать!» — возмущаются либералы. Извините, господа, но, во‑первых, предложения изменить или даже заменить Конституцию — есть нормальная политическая борьба, а отнюдь не противозаконный призыв к насильственному изменению конституционного строя. А во‑вторых, Конституция — не Библия. Это всего лишь более или менее демократично принятый Основной закон, которым победившая политическая сила узаконивает свое пребывание у власти. Сказанное особенно справедливо в отношении ныне действующей «ельцинской» Конституции 1993 года.

Можно ли назвать ее демократически принятой или отражающей волю народа? Судите сами. Итак, декабрь 1993 года. Два месяца назад совершен антиконституционный переворот (произвольная отмена Конституции указом главы одной из ветвей власти называется именно так). В результате — политический кризис, кровь; не пожелавший подчиниться парламент расстрелян, демократически избранные органы власти (советы) распущены, Конституционный суд разогнан, оппозиция фактически запрещена. Вся полнота исполнительной, законодательной и судебной власти сосредоточена в руках одного человека, который самолично (и вопреки всем действующим законам) назначает всенародное голосование по им же предложенному тексту Конституции. И одновременно с этим — выборы в органы власти, которые только должны быть введены еще не принятой Конституцией.

Далее проходит голосование. Участвуют в нем чуть больше половины граждан, из которых опять-таки чуть больше половины (согласно официальным результатам) голосуют «за». То есть фактически за Конституцию проголосовало в итоге около 32% вместо требуемых (50%+1). Однако поступает команда — Конституцию считать принятой, а бюллетени для голосования срочно уничтожить. Что и было сделано. То есть, по сравнению с тем, что творилось в 1993-м при горячем одобрении многих нынешних оппозиционеров, даже самые серьезные нарушения на выборах 2011 года — детский лепет…

Согласитесь, считать подобную Конституцию волей народа, а уж тем более чем-то почти сакральным, как предлагают сегодняшние либералы, нет ни малейших оснований. Но это, конечно, не повод не признавать ее вовсе. Да, Конституция у нас во многом плохая, препятствующая суверенному развитию, противоречащая традиционным ценностям и, мягко говоря, не вполне законно принятая. Но штука в том, что хуже самого плохого закона может быть только его отсутствие. То есть беззаконие, смута. Однако невозможно и оставить все как есть: это путь в пропасть. Значит необходимо, живя по Конституции действующей, озаботиться разработкой и принятием нового Основного закона — такого, какой нужен России для суверенного развития. И делать это без спешки и кампанейщины. А до тех пор — изменять действующий Основной закон к лучшему там, где только это возможно.

Разумеется, навязав стране Конституцию «под себя», Ельцин и помогавшие ему западные консультанты заложили в нее максимум препятствий для того, чтобы что-то изменить. Однако, вероятно, по недосмотру господ либералов, уцелела статья, согласно которой носителем суверенитета и единственным источником власти в России является все же ее народ. Который, будь на то его желание, вправе изменить и Конституцию, и политическую и экономическую систему, и любые законы. Право же, грех этим не воспользоваться.

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий

Комментарии (1)

  • alt

    Волков 08.12.2013 20:36:17

    О включении «соответствующего» текста в Европейскую «конституцию» тоже когда-то «боролись» - даже РПЦ участвовала - и что? Каков «результат»? Европа продолжает сатанизироваться…
    Сегодня не столько «упоминание» в Конституции требуется, как совершение работы - по духовному переустройству человека.
    В порядке комментария - следующий текст:

    Придти, чтобы вернуться...

    Нетрудно заметить, что многие наши выводы есть интерпретации явлений жизни - видимых и не очень, замечаемых и не совсем… Действительно, работу-логику больших общественных систем одни пытаются объяснить введением понятия «институциональной матрицы» в надежде описать устройство мира посредством создания нового языка, другие считают это делом нецелесообразным. Кто «прав»? И те, у кого не иссякает желание в проблеме разобраться…
    Немного прошло времени с момента окончания торжеств, посвященных 250-летию со дня рождения Серафима Саровского, основные из которых состоялись в г. Курске (родине преподобного) и Нижегородской области… А чуть ранее праздновалось 100-летие канонизации Старца, практически совпавшее с 60-летием Орловско-Курской битвы… В чем видится, как теперь говорят, знаковый смысл сражения на Курской дуге? Его исход открыл дорогу поступательному движению страны к Победе… В чем значение появления убогого - так он себя называл, Серафима, а по сути, великого человека-духа, прошедшего по Земле? Для части людей вопрос продолжает оставаться открытым - сложна в осмыслении святая простота не только для политиков, «обратившим» в последнее время внимание на Старца…
    О Саровском написано и сказано немало… Он - в трудах С.А. Нилуса. Его памятует святитель Феофан Затворник из Вышинской пустыни… С Духом Серафима до начала творчества соприкасается Даниил Андреев…
    Все они – православные, даже несмотря на то, что самая «странная», как ее называют, книга последнего - «Роза мира», содержит ряд опасных выводов-заблуждений… И все же Господь попустил выход «в свет» указанного произведения… Наверное, полагая, что однажды, некоторые пытливые исследователи «жизни» устанут от «изучения» русской духовной традиции в «пробирках» межведомственных научно-методических лабораториях… А отдельные ученые-богословы - от ведения «полемик» с заокеанскими анонимными авторами по «тонким» вопросам религии на страничках епархиальных изданий… И вместе с людьми, облеченными властью, зададутся вопросом - отчего, при всех усилиях, «вложениях» в патриотизм и мораль, нравственность в обществе продолжает падать, а неустроенность жизни нарастать? И почему страна, уже два десятка лет вытаптывая окрестности «исторического перепутья», никак не выберется на «отечественную дорогу»?
    А ее, попросту, еще нет… Дороги, которую предстоит построить на методично разрушаемом, но пока пригодном основании... В наличии - лишь направление пути, предложенное Богом через Святых – не более того… Малопонятное для части людей, «прирученных» «судить» о цели и смысле жизни на языке идеологии, а теперь и «сленге» реформ…
    «Все то, что носит название … «реформаторства», и, словом, принадлежит к «бытоулучшительной партии», … развиваясь… приведет к разрушению христианства на Земле, и отчасти православия…», - сказано Серафимом Саровским нам, в «соучастии» продолжающим процесс «углублять»… Под суженное - в недостатке любви и избытке эгоизма, сознание сердец…
    «Была страна – необъятная моя Россия»… С идеологией… Взамен получили «переходный период» - из разрушительных, чуждых русской душе заимствованных проектов-программ… Президентов-менеджеров... И ностальгию по «воспитующей роли»… «Мы не простим президента, если он не сделает нас лучше!», - выразил ее недавно советский поэт, преподающий ныне в США. Произнесено ко времени, но не «к месту» - ни тому, ни другому…. Опасно сегодня в вопросах воспитания полагаться исключительно на президентов с их сомнительными «стратегиями» - стать, например, конкурентоспособными по большинству потребительских «позиций» жизни. Так недолго в измененной «ментальности» сгинуть без остатка в сооружаемом подобии неглубокого американского «плавильного котла» - без святых и писателей-пророков… Потому пора задуматься о себе - самим… И «контурах» воспитательного процесса в отечественном исполнении… Как и начинать «ставить» его – «производную» целостной картины мира, в ее связности и единстве - не о партии с одноименным названием речь… С целями и истинными критериями жизни – а иначе, зачем приходили Святые?
    Почему в вопросах воспитания «потерялась» нынешняя верховная власть? Современных примеров, достойных подражания, нехватка? Суть жизни не глубоко понимается - не «в соответствии» с требованиями наступающего ее предпоследнего «этапа»! Не «сознается» при этом, что время «чистить» себя под кумиров и плодить их - безвозвратно уходит, агонизируя «звездными» аллеями плит-имен… «Звездопадом» затеняется главное - то, что человек и мир устремлены в новое качество, задаваемое Богом и уже ощущаемое… И что Россия со славянскими государствами, при всей их сегодняшней неустроенности и разобщенности – самый надежный плацдарм в для перехода в него.
    Получается, к тому надо готовиться… А, прежде всего, учиться - не столько экономике, «праву-образованию» по-американски, нацеленных на растворение сущности русских в формуле «жизни» «сделай себя сам!», как умению понимать жизнь в ее истинном «значении»… Правильно ее реализовывать, выстраивая отношения в обществе, работающие на созидание человека – внутреннее его «собирание»… И учить не «механически», не по-книжному, как в некоторых воссозданных «новых» старых курсах, а творчески, учитывая характер времени - и на образах-моделях, предложенных святителем Феофаном Затворником… И крайне осторожно – на тех же картинах ирреальной реальности, данных в откровении Даниилу Андрееву… На других «моделях». Учить, не отступая от православного понимания Священного писания, в простоту глубины которого проник Серафим Саровский… На себе показав человеку истинность предложенных Богом Курса Жизни и… «методологии» по достижению ее цели.
    По-разному можно относиться к религии… Но вне зависимости от того – она работает… Не только в стенах храма, но и в быту, на рабочих местах строителя, бухгалтера, политика, работника ГАИ, журналиста… О том говорил Серафим - разных степенях духовного совершенствования человека – в монастырях и миру… И другом, полезном и необходимом для нынешнего человека. Сказывал и для занимающихся духовным просвещением – пока недостаточно эффективно… Несмотря на то, что мир духовный буквально подпирает земной… И мироточением бумажных икон-календарей, купленных в газетных киосках...
    «Великое в малом» - так называется книга С.А. Нилуса, рассказывающая о Серафиме Саровском… С малого придется продолжать-начинать отстраивать страну - с ее «кирпичика», человеческой души… Не столько упирая на чудеса Божии, кои действительно есть, как рядовую практику жизни человека… Помогая тому разобраться, как высшие, духовные законы, преломляясь, работают на уровне его бытия… Доступно разъясняя, как, например, в браке или на рабочем месте, человек может наращивать «прибыль» для души или «разорять» ее, уничтожая предоставленный Богом шанс на обретение Жизни… Что проснувшаяся однажды, в дотоле не «шевелившейся» душе совесть, вопреки распространенному утверждению - вовсе не голос Бога, а знак рассогласования между сознанием сердца и не поспевающей в развитии за ним сущностью человека… И что по мере духовного совершенствования человека, совесть - как ограничительная категория, теряет свое значение (не сочетаемы же слова «совестливый святой»!). А долг, как система обязанностей, постепенно исчезает… Зато возрастает общая ответственность за свои действия… Человек начинает смотреть на мир и ситуации «другими глазами»…
    Так, например, широко «склоняемый» «в народе» образ работника автоинспекции - нередко необоснованно, «обретя» такие «глаза», вряд ли уже обойдет вниманием стоящие посреди тротуара автомобили или «не заметит» водителя, выплескивающего на «разрешенной» скорости грязные лужи на прохожих… Ибо пропустив - обязательно повредит душе, ощутит, как и в чем она теряет - существенно… Заодно станет понимать, зачем несколько лет года стоял в молитве на камне убогий Серафим… И в водителях станет видеть не столько нарушителей правил дорожного движения, сколько эгоистичных грешников с суженным сознанием сердца, воспитание которых (независимо от их «статуса») ему доверено Богом «энергетически» адекватными должности и ситуации средствами - жезлом (символом уделенной власти), рублем и словом… И оружием при необходимости - тоже. А мысли о поборах станут «обходить» человека стороной, как не соответствующие его духовному состоянию…. Разве, что «явятся» иногда в виде соблазна… Но на то и человек - чтобы устоять в Истине… А не лукаво «обходить» Ее стороной различными оправданиями.
    К таким результатам должна приводить духовная работа человека, заинтересованного Жизнью… Именно ее необходимо закладывать в фундамент воспитательного процесса – тогда приложится все остальное, включая и «рынок» - в существенно отличающихся от нынешнего формах и содержании… Духовное делание, выводящее в человеке Божью часть его сущности, наряду с имеющимися средствами, способно стать надежным лекарством от коррупции, разъедающей общество, которую не победить одним лишь механическим наращиванием многослойных систем контроля и числа законов… Ведь она, по сути - знак глубины духовного падения участников «процесса»… «Воевать» же со знаками - что «сверлить» воду… Разве что опять заморозить… И остановиться.
    А пока имеем, что имеем… Множится число религий, общественных наук, соответствующих кафедр и факультетов. Проводятся «чтения» и конференции – а дисгармония жизни нарастает, «картинка» ее более ясной и понятной человеку не становится… Получается, что «философии» и религия, являясь «вещами» необходимыми, «живут» как бы сами по себе, не находя применения в практике широкой жизни… Проблема «физиков» и «лириков»? Или отсутствия универсального языка, описывающего устройство мира? Дело в другом - вопросам интерпретации жизни в ее динамике, связности и практике катастрофически мало уделяется внимания… Как и воспитанию внутренней честности - лукав человек.
    Оттого «картинки» мироустройства получаются однослойными, неполными… Потому в ряде моделей мира не «предусмотрен» его Творец или неправильно «понят» - как в евангельской притче о нанятых в разное время дня работниках, но получивших в итоге, одинаковую плату… «Так они трудились с разной производительностью»,- «объяснил» смысл притчи некий древний толкователь Талмуда, где, как уверяют знатоки, имеется аналогичный текст… «Вовсе нет! – возразила, идя в ногу со временем прав без ответственности одна из наших современниц, взявшаяся за «перевод» Евангелия, - «притча о другом - праве Бога быть щедрым!». Увы, и эта «интерпретация» - всего лишь отражение духовного состояния толковательницы весьма далекого от совершенного»…
    «В принципе», жить можно и глубоко не задумываясь… Не загружая себя неудобными вопросами… И даже обучать людей управлению государством, не учитывая наличия стоящих за его «спиной» Сущностей – грозных и страшных, «проявляющихся» время от времени в видимой жизни… Можно продолжить «дожимать» литературных персонажей, пока они с книжных страниц в гневе не возопят - и на переусердствовавших в «эксплуатации» имен писателей-классиков, «энергетика» произведений которых через 3-4 десятка лет может оказаться для человека недоступной. Все можно – до поры-времени. Ибо мир устроен так, что духовные законы, говоря языком «продвинутой» молодежи, все равно «достанут» - как сегодня… «Предложат» человеку заново расставить приоритеты и продолжить прерванную им работу, в которой совершен «откат» - строительство прообраза коммунизма… На духовной основе - истинной. Точнее, он сам придет - на время… Как результат работы человека над душой…
    То, что в обществе идет накопление «элементов» для совершения такой работы – не подлежит сомнению… В какое русло, кем и когда будет направлен этот будущий поток - принципиальный вопрос… Как и отмечаемые даты, которые «попривыкли» рассматривать, в основном, под «стеклом» их значения, а не практического приложения, перехода в новое качество… Похоже, та же «участь» постигла и празднование 250-летия со дня рождения Серафима Саровского, как это произошло годом ранее. Тогда немало говорилось о значении Святого, в том числе и в православных просветительских передачах - это необходимо делать и сегодня. Однако не «забывать», что не только для явления личного духовного подвига приходил Серафим, как и люди, не без Промысла Божьего соприкоснувшиеся с батюшкой в разное время: - оставивший о нем записки Н.А. Мотовилов, нашедший и не без явного вмешательства Божьего восстановивший их С.А. Нилус…
    За «кадром» продолжает оставаться и другой вопрос… Как человек не «обремененный» богословскими учеными степенями - «неуч» даже по тем меркам», оказался возведенным Богом на такую духовную высоту? И что не позволяет сегодняшним «кандидатам в доктора» взять свою - «поставить» духовное просвещение русского народа так, чтобы реальной, ощутимой стала практическая его отдача?
    Кому выполнять работу? Святым, все уже сказавшим? Лицам, от имени Церкви награждаемым? Спору нет - достойных людей отмечать надо! Коли заслужили – хотя бы для воспитания других! Учитывая, однако, уроки прошлого - царившей тогда атмосферы «парадерства»… Вдали от которой, только и смогли вырасти будущие Святители Русской Православной Церкви…
    Лучшей наградой Церкви всегда было Слово, приводящее человека к Богу – вмещаемое, достающее глубины сердца, благодатное… «Отлить» которое, куда сложнее, нежели награду… Металлическую.
    А Серафим продолжает помогать людям, как и ранее при земной жизни, по-разному….
    «Батюшка Серафим – почитаемый мною святой», - услышал как-то знакомый автора от человека, внешне богобоязненного и «непомерно» скромного, когда тот увидел в его руках небольшую книжку С.А. Нилуса о Саровском, предназначавшуюся другому - разрешите ее посмотреть?». Потом добавил: «Видел недавно Старца во сне, но в отдалении… А вокруг меня кишели черви – что бы это значило?».
    Разгадка пришла вскоре, когда люди опять «случайно» встретились при других обстоятельствах… И если бы не его «здравствуйте», почитатель Серафима едва ли оказался узнанным… Ни былой набожности, ни следов «кротости» и той скромной, неброской одежды - совсем другой человек… Внешне. И судя «по всему» с проблемами - внутреннего характера… Однако история с книжкой Нилуса на том не закончилась…
    Прошло время и уже по прошествии кончины человека, которому книга ранее была отдана, встретились его родные и знакомые… Слово за слово – произнесенным оказалось имя Серафима Саровского…
    «Скажите - кто он? Так во сне назвал себя человек, исцеливший мою дочь!», - заговорила одна из женщин… «Как можно не знать святого?», - почти возмутился мой знакомый - «в вашем храме наверняка имеется его икона!». Икона действительно была - большая… Находилась рядом с местом торговли свечами и литературой у самого входа…
    Такие вот истории – разные… Получается, слукавить можно перед собой, другим человеком – до поры… Однако, с Богом такое не «проходит»… Да и просто опасны, все эти «игры» на внешнем уровне - в «своих» и «наших»... Без учета мистической составляющей жизни.
    Есть такой рассказ-быль, принадлежащий перу московского градоначальника - «Мистика». Удивительная, почти фантастическая история сооружения Храма Христа Спасителя… В которой, Бог являл себя через конкретных людей ощутимым образом… Храм, о строительстве которого у мэра поначалу и мыслей не возникало, получился – сегодня это Пик Москвы… Знак начала духовного возрождения России… Однако главная вершина пока «не взята»… У «подножия» ее ситуация сродни эпизоду с «разборкой» причин неудач в создании «чудо-оружия» из фильма про Штирлица: «Вроде явных провалов нет, но и успехов, «рывков», ощутимого продвижения в деле не наблюдается… Разве, что «распри» среди «ученых-«физиков»…» и с ними.
    При определенном «умении» и лукавстве можно спрофанировать любую идею, подход или программу, «опустив» их до своего уровня «миропонимания». Сложнее - довести вопрос до «ума», реализовать. И неимоверно трудно – побудить человека в плане духовном подыматься самому… Помогая выйти на качественно иной уровень понимания себя и мира – глубинный и высокий… Для того надо прикладывать усилия, находить образы, работающие на вмещение Истины, на которой утверждена Христова Церковь…
    Оно, наверное, «спокойнее», даже в условиях, когда простая, детская вера стала редкостью, пренебрегать трудами того же Даниила Андреева, других авторов, пытавшихся разобраться в жизни… Проще объявить их «не соответствующими» и продолжить ожидать помощь Божью… «Складируя» поступающие неудобные вопросы грешников «под сукно» - чего не позволяли себе делать Святые - разве, иногда, оставить нераспечатанным конверт… Ибо наперед знали – что в нем… Бог давал видеть… Заодно и как вопрошавшему помочь…
    Думается, если бы советский солдат на Курской дуге в 43-м, стоял-выжидал, не обрушив упреждающий удар на врага, исход сражения мог оказаться иным - как и состав части нынешних просветителей и их потенциальных подопечных… Сегодня не 1812 год и не 1943-й, ныне нет тыла – русских - и не только их, «расхищают» везде… Через бездействие от непонимания сути жизни, в которой не спешат разобраться…
    Верно заметил святитель Феофан Затворник, что Господь помогает в работе тем, кто усилия прилагает… И только когда их не остается на ее завершение – может «включиться» Творец.
    Выстраивание целостной связной картинки-модели мира через интерпретацию-ревизию накопленного на сегодня знания - конечно не «панацея»… К пониманию глубинной, а правильнее сказать, сущностной цели жизни и ее смысла человек «может» прийти и по другому - пути Господни неисповедимы, но…
    Во-первых, нельзя не заметить, что ныне значительная часть современников, отягощенных многознанием, испытывает явный «перегруз» от его неупорядоченности. Во-вторых, обратить внимание на присущее человеку фундаментальное устремление, данное ему от рождения - «склеивать», увязывать «процессы» в нечто целостное… Сопровождающее его в разной степени по жизни… И ребенка, собирающего из «конструктора» модель машины… Художника, «оттачивающего» композицию картины… Руководителя, пытающегося «учесть» многообразие «связей»… Писателя, «поймавшего» удачную мысль и «встраивающего» ее в текст… Механизатора, «приспосабливающего» к агрегату «неродные» детали… И даже тех политиков, кто работает над «целостностью» жизни в преимущественно «личном» ее приложении…
    Есть такое «современное» понятие как синергетический эффект… Проявляющийся, к примеру, в нормально «отстроенном» холдинге в том, что результат работы интегрированных предприятий во главе с головным становится большим, нежели сумма по отдельно производящим… Нечто «похожее» можно ожидать и от «сложения» имеющихся «мозаик-знаний» картинки мира… Однако, с «иными» эффектами – неожиданности… отвращения и страха! Ибо многие дотоле «известные» «вещи» обретут другой «окрас» - естественный. Требующий немедленного и кардинального переустройства жизни. И включения на всю мощь в государстве «воспитательного» процесса - если, конечно, оно еще будет существовать.

    Волков
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть