Беднякам здесь не место

Егор ХОЛМОГОРОВ, публицист

12.04.2018

Для триумфального тона, прозвучавшего в отчете Дмитрия Медведева о шести годах работы его правительства, есть веские основания. Ни одна из современных экономик не сталкивалась в последние десятилетия со столь масштабными и грозными вызовами. И ни одна не шла через шторм настолько успешно.

Мы воплотили в жизнь большие проекты — новый космодром, Крымский мост, олимпийская стройка... Важно, что изменился сам принцип экономического роста. Сегодня Россия не только продает углеводороды, но многое делает руками и головой, экспортирует продукты своего труда.

Не слишком удивляет, когда мы читаем об успехах нашей оборонки на внешнем рынке. Гораздо интереснее было узнать, что за 2017 год почти на 20 процентов вырос автопром. Другое дело, что речь идет прежде всего об успехах по сборке иностранных марок, а не об отечественных инженерных и дизайнерских решениях, но для экономики в узком смысле это значения не имеет: рабочие места и зарплаты есть, экспорт приносит стране прибыль, внутренний рынок развивается. Настоящим ренессансом может похвастаться сельское хозяйство. Где сегодня те, кто предрекал ему бесславную гибель?

Сегодняшняя Россия все меньше напоминает «страну-бензоколонку», над которой на Западе было принято издеваться, уверяя, что мы не протянем под санкциями и пару месяцев.

Одна из ключевых проблем, встающая перед будущим правительством, — рост рождаемости: в репродуктивный возраст вошли самые малочисленные поколения 1990-х.

Второй вызов — серьезнее. Пока нет никаких оснований считать, что грядущая волна американских санкций нас потопит. Однако мы угробим себя сами, если перестанем развиваться или если нас пригнет к земле нищета, которая остается бичом России. И это при том, что во многом такая бедность — искусственная, ведь если посмотреть на рейтинг стран по ВВП на душу населения с учетом паритета покупательной способности, то мы почти богачи. 28 тысяч долларов в год на человека. Мы обеспеченнее греков, турок, латышей, не говоря уж о едва сводящих концы с концами китайцах, нищенствующих индийцах и спустившейся на африканский уровень Украине. Но это «средняя температура по больнице». Высочайший уровень неравенства приводит к тому, что на кучку богачей, имена которых мы узнаем, когда их включают в санкционные списки, страна имеет 20 миллионов граждан, которые даже нашей официальной статистикой считаются бедняками.

Как сделать бедных чуть обеспеченнее? Традиционно есть несколько путей. Первый — повышение налогов, введение прогрессивной шкалы, чтобы богатые платили за всех. Однако глава правительства считает, что такая мера ударит прежде всего по среднему классу, то есть мы не уменьшим, а увеличим количество бедных и налоговых уклонистов. Второе — рост зарплат, повышение минимального размера оплаты труда, необходимость которого признал Медведев. Но он же указал и на то, что далеко не у всех регионов есть деньги, чтобы платить людям больше. А депутаты отметили, что зачастую майские указы президента о повышении зарплат бюджетникам «выполняются» только за счет уменьшения числа работников.

Необходимо понимать, что главный рецепт борьбы с бедностью лежит не в способах раздела существующего пирога, а в резком увеличении его размеров. Нам нужна значительно более богатая экономика, тогда и бедность, по крайней мере в нынешнем вопиющем смысле, исчезнет.

И вот здесь — главное задание правительству на будущее. Слишком долго Россия находилась в плену рыночного фундаментализма. Мы не развивали производство, не вкладывали в создание новых отраслей, считая, что «рынок все сделает сам». Лишь поздно и в режиме контрсанкций мы перешли к протекционистской поддержке производителей и сами до сих пор удивляемся получившемуся блистательному результату. И власть, и крупнейшие бизнесмены полагались на «интеграцию в мировую экономику», не допуская мысли, что одним росчерком пера в Овальном кабинете можно превратить состояния богатейших людей России в ничто. И в результате добровольно стали заложниками чужих доктрин в ущерб своей экономике и своему народу.

Именно мы должны были бы первыми начать экономическую деглобализацию и реиндустриализацию, но раньше начали американцы... Разумеется, за наш счет. Мы же до сих пор так и не решили, точно ли нам нужна автономность развития, или же будем продолжать пытаться жить за счет «мирового рынка», с которого нас уже выталкивают взашей, да и все здание этого базара рушится прямо на глазах.

Пора выбираться на волю, пока всех не погребло.

Беднякам в строящемся экономическом миропорядке не место. Ресурсов на планете становится все меньше, а людей все больше, так что вопрос нашего богатства — не прихоть, а проблема выживания. Разбогатеть нам придется, и сделать это на фундаментально новых основаниях. Каких — это хороший повод для серьезной дискуссии.


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции