Восток — дело русское

Владимир ХОМЯКОВ, сопредседатель движения «Народный Собор»

14.12.2017

Сенсационное появление Владимира Путина на российской военно-воздушной базе Хмеймим, а также его заявление о военной победе над ИГИЛ и предстоящем выводе из Сирии большей части российских войск, стали главным событием последних дней.

Президент России прилетел в Сирию как победитель. На Ближнем Востоке Россия не только остановила головорезов из «Исламского государства», но и впервые дала ответ на шествие «нового мирового порядка».

Напомним, что Запад, запустив проект «арабская весна», сметал ближневосточные национальные государства, ввергая территории и народы в «управляемый хаос» и плодя вместо обещанной «демократии» террористические анклавы и исламистский фашизм.  Дамаск должен был стать еще одной точкой на карте чужого триумфа. Когда российские ВКС в 2015 году по просьбе законного правительства пришли на помощь захлебывающейся в крови гражданской войны Сирии, казалось, что дни ее сочтены. Во внутригосударственный конфликт, который начался в 2011 году по классической схеме «цветных революций», быстро втянулись всегда оппозиционные полукочевые племена и сколоченная американцами «Свободная сирийская армия», впрочем — быстро «сдавшаяся» после того, как от нее отпочковались сепаратисты-курды и радикальные группировки, создавшие ИГИЛ (запрещенная в РФ террористическая организация) и «Джебхат ан-Нусру».

В Сирии воевали десятки тысяч наемников и фанатиков «всемирного халифата», которых поддерживала Турция и ближневосточные монархии. Затем якобы для борьбы с «Исламским государством» в страну, по сути, в качестве интервентов вошли американцы и созданная ими «коалиция», боровшаяся с боевиками столь «успешно», что к 2015 году контролируемая противниками сирийского правительства территория составляла более 70 процентов республики, включая, разумеется, основные нефтяные месторождения. То, что истинной целью американцев была не война с ИГИЛ, а свержение Асада, Вашингтон не скрывал, под различными предлогами нанося предательские удары по сирийским войскам.

Спасти это государство могло только чудо. И оно свершилось. В итоге за два года освобождено более 67 тысяч квадратных километров территории страны и более тысячи населенных пунктов. Только российской группировкой уничтожены сотни танков и порядка 12 тысяч единиц оружия и техники, подорвана финансовая база террористов: под контроль сирийского правительства возвращены 78 нефтегазовых полей. Населению доставлены сотни гуманитарных конвоев, десяткам тысяч человек оказана медицинская помощь.

Так что когда либеральные комментаторы заводят плач о том, «зачем мы туда полезли?», хочется ткнуть их носом в географическую карту и попросить прикинуть, куда именно должен был дальше направить свою экспансию победивший «халифат». Турция и Иран — лишь начало. Затем — Афганистан, Средняя Азия и... конечно, Россия. Эти планы не осуществятся.

Да, война — дело не дешевое. Однако суммы на проведение операции были многократно меньше, чем у американцев в Ираке, а новые технологии прицеливания позволили вместо дорогостоящей утилизации использовать массу старых боеприпасов для высокоточных бомбардировок. Расходы на боевые вылеты и пуски ракет вполне уложились в запланированные на военные учения. Авиация, флот и спецназ приобрели неоценимый боевой опыт.

Кроме того, в результате победы Россия получила множество геополитических плюсов. Она вернулась на стратегически важный Ближний Восток, откуда была фактически вытеснена еще в 1973 году, после переориентации на США египетского президента Анвара Садата. Кроме того, удалось наладить отношения с Египтом и Турцией. Иран — наш союзник в Сирии, и даже Саудовская Аравия, поначалу начавшая сколачивать суннитские страны в коалицию против Башара Асада, Ирана и России, берется за ум.

Значительная часть российской группировки выходит из республики. Но помимо того, что продолжает действовать наш центр по примирению враждующих сторон, в стране  остаются военно-воздушная база Хмеймим и военно-морская — в Тартусе. Тем же, кто по наивности может захотеть воспользоваться ситуацией, Путин прозрачно намекнул: «Если террористы вновь поднимут голову, то мы нанесем им такие удары, которых они пока и не видели».

А что же американская «коалиция»? Единственным крупным ее достижением можно считать взятие Ракки. Но при этом массированными бомбардировками было уничтожено мирное население, а ядру боевиков ИГИЛ позволили, как и при осаде иракского Мосула, спокойно уйти с оружием — при условии, что они отступят к Дейр-эз-Зору — воевать с сирийцами и русскими.

Впрочем, как известно, «у победы много отцов, только поражение всегда — сирота». И вот уже США и Франция отметились заявлениями о том, что все в Сирии сделал именно Запад, — столь же смехотворными, как недавний пассаж президента Трампа по поводу того, что именно Америка выиграла Первую и Вторую мировые войны. На это ответила представитель российского МИД Мария Захарова: «Ваши достижения — это Ирак, Ливия и Афганистан. Вот ими и гордитесь».

Отрадно, что России есть чем гордиться — не только в прошлом, но и сегодня.


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции