«Культура», которую мы заслужили

Михаил БУДАРАГИН, шеф-редактор газеты «Культура»

02.11.2017

Телеканалу «Культура» исполняется 20 лет, и трудно подобрать более подходящий повод для того, чтобы в очередной раз поговорить о медиа и элите. Конечно, всякий честный автор впадает в соблазн сравнений с худшим: мол, посмотрите, обычное ТВ с его дианами шурыгиными, орущими участниками одинаковых ток-шоу и плохонькими сериалами, а рядом — «Культурная революция» (одна из самых интересных программ, которые когда-то были в российской сетке вещания), концерты симфонической музыки и беседы о литературе. Конечно, любое сопоставление будет в пользу юбиляра, поэтому придется идти более сложным путем.

Современные СМИ во всем мире переживают очевидный кризис, который обычно связывается с влиянием Сети. Медийным площадкам приходится (так, во всяком случае, принято думать) успевать везде, реагировать мгновенно, бороться за каждый клик — все это не залог победы, а призрачный шанс не проиграть. Погоня за дешевыми просмотрами уже привела к тому, что стоимость «продажи» новости никогда не будет выше цены ее добычи, а мнениями экспертов можно торговать вразвес. Читательское и зрительское внимание становится все более ценным ресурсом, и от этого страдает даже кино, которому приходится играть по «сериальным» правилам, вводя в сюжет слишком много никому не нужных дерганий и глупой беготни — просто ради того, чтобы «картинка не была статичной».

Как сохранить рассудок в этом аду, давно известно. Греческий мыслитель Зенон задолго до того, как на смартфонах можно стало смотреть видео, рассуждал о быстроногом Ахилле и медленной черепахе. Парадоксально, но великий герой не сможет догнать скромную рептилию. Идея парадоксальная, она противоречит здравому смыслу и повседневному опыту (конечно, медленное животное догонит даже ребенок), однако британский философ Бертран Рассел, объясняя логику Зенона, предложил решение задачи через вынесение ее в другую систему координат, за пределы банального взгляда, в области, где работает теория бесконечных множеств Георга Кантора.

«Зенон изобрел четыре доказательства, все безмерно искусные и запутанные, но неотесанность последующих философов сделала его просто искусным мошенником, а его доказательства — всего лишь софизмами. После двух тысяч лет постоянного опровержения эти софизмы были восстановлены в правах и стали основой математического ренессанса», — писал британский философ. Ахиллу не обогнать черепаху, если правила игры установил не он сам.

Проще говоря, стоит только признать, что мельтешение, скорость ради скорости, скандал для скандала, клик ради клика — не норма, а искажение, и все встанет на свои места.

Телеканал «Культура» часто обвиняли в том, что он «не актуальный», «устаревший» etc. Однако в ситуации, когда новость перестает быть значимой за пару часов, а герои экрана, чтобы не «выпасть из обоймы» вынуждены постоянно участвовать в нелепых разборках (вспомним несчастного Юрия Лозу), нет ничего более важного, чем концерт Чайковского или лекция Дмитрия Лихачева. Если «Бузова в Инстаграме высмеяла Тарасова» — это новость, свежесть и тренд, — то лучше из этой тенденции выпасть раз и навсегда.

Скорость медиа такова, что успеть нельзя заведомо, эту гонку не выиграть просто технически, поэтому победит в итоге не тот, кто окажется быстрее, а тот, кому будет что сказать. Вопрос денег в данном случае вторичен, потому что никто никому и никогда не покажет всю бухгалтерию, и разговоры о «заработке на...» — пустой звук.

У «Культуры» есть важное преимущество — как у Зеноновой черепахи, которой на самом деле вообще не нужно соперничать с Ахиллом (это ведь герой догоняет ее): телеканал в меру своих сил занят воспитанием элиты. Методы давно известны: просвещение, диалог, иерархия ценностей, внятная система этических и эстетических координат. Процесс не быстрый, за двадцать лет точно не управиться, но, во-первых, отрадно, что он идет, а, во-вторых, все его огрехи и трудности связаны с тем, что само это слово за последние десятилетия намеренно вытесняется за пределы разговора. Мол, кругом же бесконечное равенство, поэтому давайте все вместе обнимемся и будем лайкать новости про Бузову.

К счастью, вернуть утраченный контекст пытается не только телевидение, но и церковь. «Элиты невозможно назначить искусственно, нужна база, из которой можно черпать современную элиту. Чтобы воспитать элиту, нужно воспитать народ и общество, вкладывать в него ресурсы. Если мы не воспитаем свой народ, его воспитают другие», — заявил патриарх Кирилл, открывая ХХI Всемирный русский народный собор.

На самом деле элита, конечно, существует, вырастить и воспитать ее можно, усилий для этого нужно приложить столько, что иногда руки опускаются. Но если российское общество заслужило телеканал «Культура», значит, оно не безнадежно, и еще через тридцать лет, к полувековому юбилею, можно будет всерьез подвести некоторые итоги.