За ответом в карман не лезем

PRO&CONTRA

03.08.2017

Отношения между Москвой и Вашингтоном продолжают осложняться, но Кремль не спешит повышать ставки. В ответ на новые санкции Россией прекращена деятельность 755 американских дипломатов. Кроме того, с 1 августа посольство США больше не сможет использовать складские помещения на Дорожной улице и дачу в Серебряном Бору. Эксперты спорят о том, достаточны ли принятые меры. 


Холодное русское блюдо

«Почему в Штатах не может быть государственного переворота? Потому что там нет американского посольства!» В этой шутке, к сожалению, многовато правды. Консульства США во всех странах мира больше напоминают конторы колониальных чиновников, а не дипломатические представительства в равноправных суверенных державах. Мы знаем немало государств, которые практически напрямую из этих посольств управлялись (самый яркий пример — Украина в эпоху Джеффри Пайетта).

Руководить нашей страной вот так, прямо и не стесняясь, невозможно: давно уже не 90-е. Даже натаскивать оппозицию оказалось затруднительно. За Россией не последишь с квадрокоптеров, из нее не выкрадешь Сноудена, у нас собственные спецслужбы. Тем важнее было иметь именно здесь обширную и влиятельную дипломатическую миссию. 

1210 сотрудников насчитывало в РФ американское посольство. В «региональной державе», как сообщал Барак Обама, «экономика которой порвана в клочья». Что делали все эти люди? Ответ с нехарактерной для нее честностью дала телекомпания CNN: «Выдворение из России значительной части американских дипломатов, инициированное российскими властями в ответ на санкции со стороны США, ударит по американской разведке: агентам, работающим под прикрытием на дипломатических постах, отныне станет сложнее скрываться...» Иными словами, раздутые штаты позволяли «зашить» в их ряды как можно больше «рыцарей плаща и кинжала». Никаких истерик не нужно: это нормальная практика, мы же не дети. 

Тем правильнее выглядит недавний ответ Москвы. Помню, как в декабре, после высылки Вашингтоном 35 наших дипломатов, когда мы воздержались от мгновенных мер и даже пригласили детей американцев на елку, стоял вой о том, что «Россия утерлась». Кричали о «трусости» и о том, что «мы себя добровольно унижаем». Однако месть — это блюдо, которое следует подавать холодным. Как нетрудно было предположить, ответ, приуроченный к введению новых санкций, то есть однозначному антироссийскому действию США, оказался для «партнеров» гораздо болезненнее, чем можно было предположить. Мы начали разрушение структуры американской миссии и разведывательной работы в России. Теперь им придется всерьез поработать, чтобы сохранить функциональность при урезанных почти на 2/3 штатах. Кроме того,  неизбежен конфликт между госдепом и ЦРУ: каждая сторона будет стараться сохранить максимум «своих». 

В этом особенность наших контрсанкций последних лет. Они отвешиваются скупо, как бы нехотя, без особых сотрясаний воздуха. Однако каждый раз бьют чрезвычайно точно. Вспомним истерию либералов и «всепропальщиков» по случаю российского эмбарго: «Запретили еду!», «Наказали самих себя!», «Да как мы же будем жить без пармезана!» Подъем отечественной аграрной промышленности в сочетании с огромными убытками европейских фермеров, потерявших крупнейший рынок, показал, как именно нам живется «без пармезана». Оказалось — неплохо. Вплоть до того, что российские твердые сыры, появившиеся на прилавках, уже ничем не хуже швейцарских.

Точно так же глупо выглядят сегодняшние рассуждения о том, что Россия якобы наказала своих собственных граждан: мол, одних теперь сократят из консульства, а другие будут дольше стоять в очереди за визой. При всем уважении к разнообразным причинам, заставляющим человека ехать в США, замечу: социальные категории «стоящие в очереди за американской визой» или «сотрудники американского посольства» вряд ли пользуются особым всенародным сочувствием. А говорить о том, что нельзя задевать интересы собственных граждан, после того как американские сенаторы лишили нефтяные компании США (ту же «Эксон») миллиардных прибылей от контрактов с Россией, право же, смешно. Новые санкции конгресса бьют не только по нам и Европе, но и по карману тысяч американцев, однако принцип важнее. 

Я уверен: Москва все сделала правильно — выносила холодный, продуманный, эффективный ответ, который действительно скует возможности Штатов. При этом мы не скатились в истерику и бессмысленные угрозы.

А уж Трамп, который расписался в том, что не может теперь принимать внешнеполитические решения без конгресса, и, кривясь, подписал закон, ряд положений которого сам считает неконституционными, снова вызвал неудовольствие Германии и поставил себя в крайне сложное положение. Борьба между американским президентом и конгрессом, госдепом и ЦРУ, Берлином и Вашингтоном России только на руку.

Егор Холмогоровпублицист, обозреватель телеканала «Царьград»


Ударили на копейку

Свежей сенсацией стала недавняя реакция Москвы на очередную (уж и не вспомнить, которую по счету) выходку США. Напомню, что 35 наших дипломатов выслали в наказание за «плохое поведение РФ», а заодно арестовали российскую дипсобственность. И вот с семимесячным опозданием, когда американские власти уже считали, что инцидент исчерпан, вдруг грянули-таки ответные меры. МИД предложил до 1 сентября сократить штат заокеанских дипломатов в России до численности наших в США, то есть до 455 человек. По факту это означает высылку минимум 755 сотрудников. 

Почему-то не сомневаюсь, что это будут не самые бесполезные для американского посольства люди. И, наконец, в ответ на арест дипсобственности приостановлено использование дачи посольством США в Серебряном Бору и складов на Дорожной улице. Правда, вместо того чтобы опечатать склады со всем содержимым, американцам позволили все вывезти, чем они вот уже неделю и занимаются.

Так что, с одной стороны, ответные меры все же приняты, и это не может не тешить наше патриотическое самолюбие. Но, с другой, выглядит происходящее как-то не слишком серьезно, то, что в народе называют «замах на рубль, а удар на копейку». Пальцем погрозили, но вторую посольскую дачу (о чем предпочитают не говорить) американцам оставили и имущественный ущерб им нанести побоялись.

А между тем нельзя сказать, что России совсем нечем ответить «заклятым друзьям». В качестве возможных мер СМИ неоднократно называли приостановку работы в стране всех американских IT-компаний и запрет на ввоз из США сельхозпродукции. Кроме того, если только у правительства смелости хватит, может быть приостановлена поставка титана для концерна Boeing. 

Отчего же не отвечают? Боятся новых санкций? Так они все равно будут, потому что задумывались задолго до Крыма, Донбасса и Сирии — едва уже совсем было списанная в утиль Россия дала понять, что смиряться с отведенной ей «международным сообществом» ролью большой дешевой бензоколонки не намерена. Но, если так, должна действовать известная боксерская заповедь: ударили по правой щеке — подставь левую, потом — нырок под бьющую руку — и удар по печени. И желательно посильнее.

Поговаривают, что причина нашей нерешительности — намерение Вашингтона заморозить четверть российских международных резервов, все еще хранящихся в гособлигациях США. Счет идет на сто с лишним миллиардов долларов. Причем произойти это может в любой момент, благо опыт имеется — это уже происходило с активами Ирана, КНДР, Сирии и других стран, которые Соединенные Штаты объявили своими врагами. России эта акция, которая, как говорят, американцами просчитывается и готовится, будет стоить дорого: обещают девальвацию рубля, крах ряда банков и страшный удар по всей финансовой системе.

Нельзя не задать логичный вопрос. В марте этого года, когда были и Сирия, и Крым, и Донбасс, и санкции, Москва вложила в облигации своего главного геополитического противника еще 13,5 миллиарда долларов. Формально, как убеждает нас экономический блок правительства, потому что они «надежны» и служат «гарантией на случай кризиса». Хотя массовая распродажа госрезервов ради стабилизации национальной валюты осуществлялась в 2014-м и ничего не дала — доллар тогда взлетел до 80 рублей. 

Так что либеральные заклинания, оправдывающие перекачку денег, оставим для легковерных простаков. Гораздо убедительнее выглядит версия о том, что изрядная часть российских элит все еще надеется усидеть на двух стульях: при первой возможности и на любых условиях как-то помириться с Западом, сохранив в первую очередь свои личные активы и собственность за рубежом. 

Этим прекрасно объясняется и вложение четверти госрезервов в ценные бумаги, которые могут быть арестованы, и куда более мягкие, чем следовало, ответные меры на неприкрытое дипломатическое хамство США. Надо ли говорить, что именно на категорию «чужих среди своих» нацелена изрядная часть западных санкций и практически открыто озвучиваемый через разнообразных оппозиционеров ультиматум: «Сдайте Путина, и у вас лично все опять будет хорошо»?

У них-то, скорее всего, будет, а у нас — точно нет. Так что стоит перестать замахиваться на рубль и грозить, надеяться на то, что «Трамп поможет», «санкции снимут или смягчат». Ничего подобного. Давление будет продолжаться, и чем мягче ведет себя Россия, тем хуже все закончится в итоге. 

«Простите одно оскорбление, и вам непременно нанесут их множество», — справедливо замечал Публий Сир, римский поэт времен Цезаря и Августа. Рим в ту эпоху, как правило, никому не прощал обид. Поэтому обижали его крайне редко.

Владимир Хомяков, сопредседатель движения «Народный Собор»


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции