Чарли Гард и двойные стандарты

Владимир ХОМЯКОВ, сопредседатель движения «Народный Собор»

27.07.2017

В Англии родители смертельно больного младенца Чарли Гарда, отчаявшись его вылечить, разрешили врачам отключить ребенка от систем жизнеобеспечения. Произошло это после того, как английские врачи признали нецелесообразной отправку ребенка в США, где ему обещали попытаться помочь. Эта новость мгновенно облетела СМИ и почти сразу «ушла с радаров», утонув в ворохе других сообщений. 

Нет, я не собираюсь рассуждать о том, правильно ли поступили родители и врачи. Или о том, что более гуманно: прекратить жизнь маленького человека или обречь его на годы существования на больничной койке. Не станем вдаваться и в прения о том, насколько все это соответствует британским законам, а также разнообразным конвенциям и соглашениям о правах человека. Чарли это все равно не вернет. Его можно было спасти, родители боролись, выдерживая судебную тяжбу, — до тех пор, пока не стало уже слишком поздно.

Я о другом — о реакции на событие так называемой международной общественности и наших златоустов от либерального лагеря. А точнее — о том, какой бы она была, случись нечто подобное в нашей стране. Крика хватило бы на неделю. Вы только представьте: больной ребенок (!) погиб (!) потому, что его не отпустили (!) на лечение в США (!). Нет сомнений, все без исключения западные СМИ и их российские медиаподражатели синхронно выжимали бы слезу по поводу малолетней «жертвы режима». Это был бы «прямой эфир» от кровати умирающего ребенка, и рефреном звучало бы злорадное: «Смотрите, смотрите, не выпускают!» 

В случае с Чарли, который был болен неизлечимым генетическим заболеванием, синдромом истощения митохондриальной ДНК, Европейский суд по правам человека принял решение о необходимости отключения ребенка от аппаратов искусственного дыхания и жизнеобеспечения. Точка. Уж если Европейский суд сказал, против такого лома нет приема. 

Латинский принцип Quod licet Iovi, non licet bovi («Что дозволено Юпитеру, не дозволено быку») в отношении всего, связанного с Россией, воспринимается мировым сообществом как нечто естественное и само собой разумеющееся. 

Примеров — множество. Возьмем хотя бы череду недавних спортивных скандалов. Западный обыватель безоговорочно верит, что в РФ запрещенные добавки атлетам подсыпает чуть ли не лично Путин, в то время как напичканные стероидами теннисистки, лыжники-«астматики» и половина олимпийской сборной США принимают гораздо более сильные вещества исключительно «по медицинским предписаниям». Или — война в Сирии. Армия Башара Асада при поддержке ВКС России берет Алеппо — и все дружно рыдают о «гуманитарной катастрофе», рассматривая постановочные фильмы ужасов и не замечая ни гуманитарных коридоров, ни перемирий, ни огромной помощи населению. 

К чему я все это вспоминаю? К тому, что и сегодня сограждане всерьез полагают, что причина столь вопиющих примеров политики двойных стандартов вызвана лишь разовой недостоверной информацией, в которой люди на Западе имели глупость не усомниться. И стоит им разъяснить, какие мы на самом деле хорошие и правильные, как тут же наступит эпоха взаимопонимания и совместного решения общих проблем. Но это заблуждение. 

Нет, конечно же, ряд отечественных СМИ тоже далек от объективности, кто бы спорил. Но дело в том, что советский период, а после еще и лихие 90-е дали нам полезный опыт чтения между строк и отделения зерен истины от завалов пропагандистских плевел. Можно сказать, остался с тех пор у нашего человека иммунитет. Нет его только у молодежи, плотно подсевшей на интернет и считающей его «территорией свободы» (отчего там и пользуются популярностью разного рода «навальные» идеи и прочая муть). 

У западного потребителя информации такого иммунитета нет: он вырос в убеждении, что тамошние СМИ транслируют все возможные точки зрения, а значит, других просто не существует. В итоге разом и отовсюду приходящая откровенная дезинформация воспринимается истиной, «о которой знают все». Это позволяет дирижирующему процессом незримому Большому Брату формировать совершенно целостную «картину мира», и уже в соответствии с ней осмысливаются все прочие поступающие сведения. В этой картине Россия занимает место голливудского злодея, творящего вокруг себя несчастья просто потому, что он иначе не может. 

Упал «Боинг» на Украине? Ясное дело — Россия виновата! И неважно, что Порошенко заявил об этом уже спустя пятнадцать минут после катастрофы, когда и знать-то ничего толком не мог. Неважно, что куда-то таинственным образом исчезли украинские диспетчеры, выводившие самолет на «точку стрельбы», и записи их переговоров. Неважно, что у ополчения физически не было средств ПВО, чтобы сбить объект на такой высоте, а у Украины они имелись. Для западного обывателя не подлежит сомнению, что причастна Россия: во-первых, все «свободные» СМИ синхронно это повторяют, во-вторых — а кто же еще?! 

Ту же технологию промывания мозгов в свое время блестяще применили в Киеве. Борьба за власть давно превратилась в современном мире в сражение за умы, а возможность корректировать реальность в общественном сознании через искажение контента — в его главное орудие.

Раз так, то уже завтра при сочетании укоренившихся двойных стандартов с мощью СМИ любой самый невероятный бред про Россию вполне может стать для мировой общественности непререкаемой истиной. А здесь уже есть кому подхватить волну. Так что настоящая проблема — не в них, а в нас: в нашем с вами доверии к своим говорунам, любящим повторять то, что соответствует западному мейнстриму. 

Который уже завтра поутру вполне может измениться, и тогда нам заявят, что никакого Чарли Гарда не существовало вовсе. Причем это тоже станут повторять и считать за «всем известную истину». Но мы-то с вами знаем, что на самом деле мальчик был... 


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции