Еще Польска не прозрела

Антон КРЫЛОВ, публицист

20.07.2017

В Польше принято решение о сносе памятников советских времен, в том числе советским воинам-освободителям. Власти объясняют этот шаг «декоммунизацией» и обещают не трогать воинских захоронений. 

Конечно, удивляться нечему: получив независимость в 1918 году, поляки сносили православные храмы и уничтожали память о своем более чем столетнем пребывании в составе Российской империи. Наши народы на протяжении столетий конкурировали за доминирующее положение в Восточной Европе. Изредка в этот спор славян между собой вмешивались другие страны — например, Швеция в начале XVIII века. Именно тогда и начался окончательный закат Речи Посполитой, ранее объединившей под своей властью прибалтийские и восточнославянские народы. Парламентская модель со слабым монархом оказалась нежизнеспособной в Европе того времени. 

Когда ты претендуешь на роль собирателя земель, но вдруг оказываешься национальным меньшинством, а твоя страна поделена между тремя государствами — безусловно, это наносит серьезный удар по гордости. Бесследно такое не проходит.

Фашистские идеи в ХХ веке пользовались наибольшей популярностью именно в таких странах — с огромными историческими претензиями, но ограниченными возможностями и долгой историей национальных унижений от соседей. Германия, Италия, Венгрия, Румыния, Болгария — все они считали, что достойны большего. 

Польша 30-х годов прошлого века также была авторитарным и довольно агрессивным государством, не брезговавшим ни сговором с Гитлером (так поляки получили Тешинскую область Чехословакии в 1938-м), ни ультиматумами слабым соседям (так Литва признала исконно польским городом свою историческую столицу Вильно в том же году).

Пакт Молотова — Риббентропа вовсе не стал «естественным союзом тоталитарных государств», как его пытаются представить современные псевдоисторики. Это было вынужденное соглашение, заключенное позже Мюнхенского сговора, в котором приняли участие Британия, Франция и все та же Польская республика.

Говорить о «четвертом разделе Польши» в 1939 году тоже антинаучно. Советский Союз занял лишь населенные белорусами и украинцами территории. Присоединение прибалтийских республик (добровольность этого процесса мы сейчас обсуждать не будем) стало одной из фаз подготовки к неизбежной войне. По итогам Второй мировой страна вполне могла не возродиться вновь — как не вернулись на карту, вопреки требованиям Запада, независимые прибалтийские государства. Воссоздание отдельной страны со столицей в Варшаве было исключительно доброй волей Иосифа Сталина.

Более того, Польша получила часть утраченных в 1939 году восточных территорий и заметную часть Восточной Пруссии, а также ряда других германских земель, которые никогда ей не принадлежали. Организованные поляками этнические чистки тех времен до сих пор замалчиваются, в отличие от фантазий про «миллионы изнасилованных немок». Последний еврейский погром в Европе произошел именно в Польше в 1946 году — и это, как можно догадаться, не самый популярный исторический факт.

У поляков не слишком много поводов для благодарности Российской империи, но в 1945 году именно Советский Союз освободил их страну от нацизма и создал все возможности для возрождения независимого польского государства. Это неоспоримый факт. Государства Варшавского блока неизменно клялись в верности памяти о совместном подвиге народов Европы: теперь об этом принято забывать. 

Независимость чужой страны дорого обошлась СССР во всех смыслах — это и жизни почти полумиллиона наших солдат, и деньги, потраченные на помощь Варшаве в ходе послевоенного восстановления. Мало кто знает, но в Москве должно было стоять на одну сталинскую высотку больше, но в итоге здание было подарено Польше (его тоже регулярно хотят снести в рамках «декоммунизации»). 

При этом следует помнить, что потомки гордых шляхтичей сражались против Гитлера рука об руку с советскими солдатами — я знаю об этом с раннего детства, когда прочел книги прадеда, Героя Советского Союза, партизана Антона Бринского, который всегда с искренним уважением отзывался о соратниках. К слову сказать, на днях Министерство обороны рассекретило подробные данные о потерях в ходе освобождения Польши и опубликовало их на своем сайте http://poland1944.mil.ru — никаких первополосных сенсаций там нет, но материалы крайне интересные, и они, наверное, могли бы послужить еще одним аргументом в пользу сохранения исторической памяти. Жаль, что Варшава не спешит к нему прислушиваться. 

Грядущий снос советских монументов — это явная, наглая и несомненная черная неблагодарность. Разумеется, Россия никогда не опустится до подобной дикости. Мы будем продолжать отстаивать историческую справедливость, надеясь на то, что жители Польши нас услышат. Во вменяемость тамошних властей веры давно нет.


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции