Лучшее средство от огурца

Ольга АНДРЕЕВА, журналист

06.07.2017

Я избавлю вас от огурца! — радостно кричал пятилетний малыш, бегая по детской площадке и грозно хмуря брови.

Дело было на рубеже 80–90-х, рядом сидела мрачная мама и жаловалась соседке по скамейке:

— Бабушка зачем-то показала ребенку Кашпировского! Не знаю, что делать. Он теперь без остановки лечит всех подряд.

«Огурец» — примерно так ребенок «перевел» прозвучавший из уст «психотерапевта» медицинский термин «энурез». От этой напасти самозваный целитель избавлял всех желающих совершенно бесплатно, благодаря удивительной лояльности тогдашнего центрального телевидения. По вечерам миллионы сограждан усаживались к экранам и чудесным образом избавлялись от разнообразных хворей и здравого смысла. В контексте свалившихся с неба свободы, рыночной экономики и тотальной нищеты это выглядело вполне логичным. Если «демократия» действительно такова (с перестрелками посреди дня и бесстыдным грабежом), то почему Кашпировский — не врач? Люди ждали чуда, потому что все остальное уже не работало. Пятилетний мальчик хорошо уловил зов времени. 

Прошли годы. Тогдашнему ребенку уже за тридцать. Невзгоды детства давно забыты. Однако Кашпировский — все тот же. Анатолия Михайловича изгнали с экрана, но он не потерял веры ни в себя, ни в силу своего «удивительного дара», долго судился с Министерством обороны и даже — вот удивление — выиграл, продавал «заряженную» соль, а главное — осваивал безбрежные просторы Родины. Колесил без перерывов: здесь концертный зал соберет, там — еще один, все копеечка. 

Следить за чудесными путешествиями Кашпировского было весело и страшно. Однако — когда-то же это должно было случиться — шестая часть суши оказалась выжата, буквально — от Калининграда до Дальнего Востока. Похоже, от «огурцов» нас избавили окончательно. Постояв на краю евразийского континента и зорким глазом вглядевшись в даль, герой 90-х увидел другие берега. То были Соединенные Штаты Америки, непаханое поле. «Целитель» смело шагнул через океан и в конце июня впервые в истории США из Нью-Йорка был проведен трехминутный сеанс массового дистанционного лечения на русском языке. Целью «мага» стали носы американцев и храп, а также почему-то кариес и аллергия. От желающих принять участие в сеансе не требовалось ничего особенного. Рекомендовалось только в течение трех минут сосредоточенно смотреть на любой предмет: мы-то все это уже проходили. 

Помня о чудовищном трудолюбии и амбициях «целителя», стоит полагать, что планы у него наполеоновские. На ум приходит и Остап Бендер. Представим себе всю Америку, прильнувшую к мониторам: домохозяйки и спецслужбисты, Мелания Трамп и Хиллари Клинтон, дальнобойщики и хипстеры — все ведь болеют. Возможно, в следующий раз Анатолию Михайловичу стоит обсудить трехминутное мировое перемирие и позволить присоединиться к сеансу не только американцам, но и жителям Европы. Начать ведь можно и с малого. А там, глядишь, дело пойдет. Сеансы можно удлинить. Да и на предметы смотреть не обязательно. И если бы мировые державы подошли к делу с умом, они обговорили бы с Анатолием Михайловичем и другие направления его работы. Вполне вероятно, что сила мысли способна воспроизводить мировые запасы нефти, добывать электричество из земного магнетизма и что-нибудь еще. 

Если серьезно, то эта история чудесным образом повествует не о способностях «целителя», а о том, что люди везде и почти всегда одинаковы. Они не столько глупы, сколько дурно образованны и ужасно доверчивы. Конечно, в США сейчас не российские 90-е, и новые поклонники Кашпировского, хочется верить, не отдают ему последнее. 35 долларов за сеанс — не заоблачные деньги. Обеспеченные люди сытой страны, где вообще-то есть развитая медицина, как выясняется, тоже ждут мгновенного избавления от «огурца». 

Это и смешно, и грустно: такова, видимо, несовершенная наша природа. Дай нам, мироздание, заветную пилюлю. 

Хочется, впрочем, попросить об одном. Не знаю, излечит ли Анатолий Михайлович храп, кариес и аллергию, но, если возможно, дорогие американцы, оставьте его себе. Пусть он колесит не по Астраханской области, а по Техасу, дает концерты не в Нижнем Тагиле, а в Детройте. Для вас он — экзотический фрукт из далекой страны, по Америке таких «спасителей от всех болезней» путешествует немало, от страны не убудет. А для нас Кашпировский — один из символов страшного времени. И уж если мы сейчас над ним смеемся, то это не означает, что все забыто. 

Так что забирайте насовсем.


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции