Уроки сочувствия

07.06.2017

Платон БЕСЕДИН, писатель

За новостью о теракте на Лондонском мосту мы не заметили другую, не менее важную: в Мурманске охранники не пустили в кафе детей-инвалидов. А обратить внимание на это стоило бы. Более того, устроить полномасштабный разбор. Обсудить не погибающую Украину и не коварный Запад, а наши, внутренние, проблемы. И отношение к инвалидам в России — одна из них. Не только из-за того, что в стране их свыше 12 миллионов, но и потому, что затронут глубинный сюжет: в обществе становится все меньше сострадания к тем, кто от нас отличается. 

Недавно я был свидетелем того, как 90-летнего ветерана выгоняли из дома престарелых в Севастополе. И это не единичный случай. В Омске пенсионера вообще выставили из автобуса из-за неприятного запаха.  А что делать с теми, кому еще тяжелее? С инвалидами? У них — глобальные сложности и с общением, и с адаптацией, и с образованием, и с материальной и  медицинской поддержкой. Например, существует лишь школьная подготовка инвалидов в интернатах, слабейшего уровня, далее — образовывайся сам. Вузы не берут на себя ответственность за обучение этой категории граждан. И если раньше были специальные программы по трудоустройству инвалидов, то сейчас их шанс найти работу стремится к нулю. Да и жизнь — от специального оснащения в санузлах и перил на лестницах — в полной мере не рассчитана на людей с ограниченными возможностями. А главное — все возрастающее презрение и насмешки по отношению к ним. 

Еще одна новость — в Санкт-Петербурге на автобусной остановке замерзла пенсионерка. Ее доставили в больницу ранним утром, но не успели спасти. Видимо, негде было ночевать, и никто не подошел в миллионном городе. 

Я хорошо запомнил своего ростовского знакомого, который брезгливо отворачивался, когда видел лежащего на земле человека. «Пьяный», — цедил и спешил дальше. А потом у его отца схватило сердце. И он свалился на улице, а никто не подходил. Думали, наверное — перепил. 

Жить не для себя — вот то важное, что мы потеряли. Чье-то горе — это не бегущая строка из ленты новостей, приучающей нас быть равнодушными. Нет, это всегда персонифицированное страдание. И помочь ему, унять его, пусть и отчасти, — значит внести очень нужную лепту в преодоление общей беды.

Я бы даже не называл это альтруизмом. В помощи ближнему есть и своя, если угодно, выгода. Общество — единый организм, и, делая лучше кому-либо, мы делаем лучше целому, стало быть, и себе лично. В фильме «Дурак» Юрия Быкова на сей счет есть очень точная фраза: «Неужели ты не понимаешь? Мы живем, как свиньи, и умираем, как свиньи, только потому, что мы друг другу никто».

Поднимая ближнего, мы поднимаем и народ, и страну, и себя. Учимся постижению того, что человек рядом не случаен, что он такой же, как мы, а следовательно, заслуживает того же.

Иначе — побеждает фашизм, который, как верно заметил Камю, это всегда презрение. К инвалидам, не допущенным в кафе, или пенсионеркам, замерзающим на автобусных остановках. Равнодушие к ним неизбежно спаяно с презрением.

И последнее. Когда в сотый раз я слышу разговоры о поиске национальной идеи, то удивляюсь — вот же она: наука любви, понимания ближнего, подвиг, сопряженный с жертвой, и в то же время будничный акт. Что мешает воплощению простой мысли, о которой сказано столько раз, понятно. Как ситуацию исправить — вот вопрос.

Кажется, что рано или поздно количество плохих новостей перерастет в качество и будет организована какая-нибудь комиссия или даже заведено агентство — РосДобрСтрой, например, или Федеральное бюро милосердия. Сядут умные люди, напишут план лет на десять, будут исполнять: мероприятия, отчетные концерты, публикации в СМИ. Будет ли толк? Не знаю. 

Вспомним повесть Валентина Распутина «Уроки французского», все проходили ее в школе. Лидия Михайловна, учительница, рискует собственной карьерой, статусом, будущим, но спасает главного героя от полуголодного существования. Женщина в нарушение всех и всяких норм садится с гордым мальчиком играть в «замеряшки»: только так ему можно дать столь нужные деньги.

Уроки языка Лидия Михайловна тоже дает, но главная наука здесь — сочувствие и принятие, без дидактики и демагогии, нравоучений и осуждений («ишь, еще и не берет, возомнил»). Нет сегодня более актуального, сильного и точного примера того, как именно нужно жить. Опасно, трудно, «выглядит странно», но эта наука точно пойдет впрок.


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий

Комментарии (2)

  • alt

    Пров 12.06.2017 19:02:06

    "Когда в сотый раз я слышу разговоры о поиске национальной идеи, то удивляюсь — вот же она: наука любви, понимания ближнего, подвиг, сопряженный с жертвой, и в то же время будничный акт. Что мешает воплощению простой мысли, о которой сказано столько раз, понятно. Как ситуацию исправить — вот вопрос".
    ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
    Начать надо тоже с простого - с конституции государства. Если она претендует быть основным законом, то этот закон должен быть прежде всего нравственным, т.е. содержать правила человеческого общежития и критерии добра. Статья 2 действующей конституции РФ называется "Права и свободы гражданина", а желательно "Обязанности и права...".. Приоритет обязанностей естественен: человек приходит в этот мир, который до него устроили предшественники, поэтому как минимум надо сохранить сделанное ими. А далее прибавить к полученному свое, что может только сильная социально-ответственная (и только потому патриотичная) личность, которая :
    -- признает общественно-полезный, свободный, творческий труд главным делом жизни;
    -- признает приоритет своих обязанностей над своими правами;
    -- обеспечивает свое благополучие личным трудом без обмана, насилия, привилегий;
    -- использует достаточный минимум материальных благ;
    -- уважает опыт и потребности старших, воспитывает трудолюбивых детей;
    -- сохраняет природу, созданные другими людьми материальные и духовные ценности;
    -- знает главные факты истории, основные достижения науки и произведения искусства;
    -- ведет здоровый образ жизни, контролирует свое поведение;
    -- проявляет уважение, воспитанность, компромисс в межличностных отношениях;
    -- объединяется с другими гражданами для защиты личных и государственных интересов.

    Остальное здесь: http://zavtra.ru/blogs/ccr_-_soyuz_slavyanskih_respublik_eskiz_gosudarstva_
  • alt

    кравчук м 20.06.2017 19:49:52

    Статья на троечку (я по профессии учитель) и вот почему.
    1 - по новым требованиям детей-инвалидов уже давно так не называют. Правильно "дети с диагнозом ..." или "дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья)).
    2 - "А главное - все возрастающее презрение и насмешки по отношению к ним" - те, кто так себя ведет по отношению к больным детям, совершенно также относится и к беременным, и к старикам, и ко всему тому, что не входит в "круг их интересов".
    3 - "... существует лишь школьная подготовка инвалидов в интернатах, СЛАБЕЙШЕГО УРОВНЯ ..." - это неправда. а - Государство озаботилось созданием новых ФГОС для всех категорий детей, в т.ч. и с ОВЗ, которые расчитаны не на "слабейший уровень", а с учетом ИХ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ, а это две разные вещи; б - реализуют государственную программу учителя тоже не самого "слабейшего уровня", т.к. сейчас уже нет доски с мелом и тряпкой, бумажного журнала или наглядных пособий из газетных и журнальных вырезок, т.к. по стандартам учитель должен владеть всему современными комп технологиями и различными образовательными программами.
    4 - "... далее - образовывайся сам." - а Вы, уважаемый Платон Беседин, не занимаетесь самообразованием? Нам, учителям, например Калина постоянно говорит, что школой-техникумом-институтом ваша учеба не заканчивается.

    Ну вот и все. Спасибо, если прочли до конца. И до новых встреч на страницах "Культуры".
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть