Хуже, чем преступление

Николай ФИГУРОВСКИЙ, политолог

22.05.2017

Посол Украины был вызван в Ватикан, и в России эту новость заметили не все. Между тем произошедшее — симптом и приговор: Киев заставил встрепенуться даже толерантную к любым антироссийским решениям Европу. Что же случилось? Зачем папе римскому понадобился чиновник из незалежной?

История такова. Украинские власти продолжают изумлять. Мы только успели подивиться тамошней «победе» над соцсетями и почтой, служившими основным средством коммуникации для миллионов людей по обе стороны границы, над сервисом «Яндекс.пробки» (в котором вычислили метод прокладки путей для российских танковых колонн) и бухгалтерской программой «1С», оказавшейся «шпионским замыслом ФСБ», как стало совсем уж тревожно. В ряду странных и порой откровенно карикатурных решений появились такие, что ставят не чужую нам страну на грань полномасштабной гражданской войны.

Группа депутатов Верховной рады изобрела два законопроекта, направленных на прямое уничтожение Украинской православной церкви Московского патриархата. Первый — «Об особом статусе религиозных организаций, руководящие центры которых находятся в государстве, признанном Верховной радой государством-агрессором» — обязывает церковь подписывать договоры с местными властями и согласовывать с ними кандидатуры архиереев. Это напрямую противоречит действующей конституции (статья 35 гласит: «Церковь и религиозные организации в Украине отделены от государства»).

Второй проект позволяет по решению местных общин передавать храмы в ведение иных конфессий. Как это планируется проводить, можно увидеть, включив любую программу новостей, не обязательно российских. В стране до сих пор есть множество людей с оружием, не входящих в структуру органов госвласти и, соответственно, вообще никому не подчиняющихся. Различные «ветераны» АТО и майдана, «Правый сектор», УНА-УНСО и еще десяток организаций неоднократно демонстрировали эффективные возможности давления на полицию, суды, да и на президента с Радой (заявления о начале «в случае чего» нового майдана звучат постоянно). Уже не раз грозили захватом главных святынь православия — Киево-Печерской и Почаевской лавр — для передачи их местной автокефальной церкви, ориентированной на Ватикан. В случае же принятия нового закона провести единовременное присвоение тысяч храмов не составит никакой проблемы.

Внесенные документы означают, что представители украинской власти готовы использовать религию как средство ведения войны, по канонам спецпропаганды. Кстати, это неудивительно, если принять во внимание, что один из авторов идеи — депутат Рады Еленский — в советские годы как раз отвечал за антирелигиозную пропаганду и агитацию. Сейчас он, сменив самоидентификацию, идет рука об руку с последователями Степана Бандеры. Это несущественно, но довольно симптоматично…

Право сильного в соседней стране сегодня одержало победу над Римским правом и здравым смыслом, так что депутаты-радикалы спешат им воспользоваться. Но именно на современной Украине такой вариант развития событий чреват включением закона непредвиденных последствий (церковь — это ведь не соцсети и не навигатор). Религия здесь всегда играла огромную роль, являясь основой ментального кода нации. Украинская православная церковь Московского патриархата, проповедующая в условиях гражданской войны идеалы мира, выглядит мученицей за веру. А такие страдания неминуемо порождают у паствы стремление к восстановлению справедливости…

Дикость антицерковных проектов настолько очевидна, что раздался голос Ватикана. Резко против выступил Всемирный совет церквей, объединяющий полмиллиарда христиан планеты. Это ли повлияло, или собранные триста тысяч подписей протеста, или множество верующих, пришедших к Верховной раде и преклонивших колени, но пока оба документа рассмотрены не были. Украинскому парламенту на них «не хватило времени». Поважнее дела нашлись. Однако скоро возможность принять законы появится.

И вот здесь украинское государство рискует столкнуться с самым серьезным испытанием за весь период своего существования. Отклонить законопроекты — вызвать недовольство радикалов, готовых устраивать все новые майданы. Принять — поднять огромную волну возмущения, что заставит вспомнить времена, когда брат шел на брата, ведь у религиозных войн многовековая история. Киевская власть находится всего в одном шаге от совершения непоправимого, что может включить механизм самоликвидации государства. Ошибки хуже преступления, опаснее всего, что можно придумать.

Вряд ли папа римский или Европа способны этот процесс остановить. Отсрочить — на большее и не надеемся.


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции