Думать по-новому

Антон КРЫЛОВ, журналист

13.03.2017

Любой специалист по связям с общественностью подтвердит — создавать клиенту хорошую репутацию с нуля на порядок легче, чем менять сложившееся мнение. «Почта России», «Сбербанк», паспортные столы, преобразившиеся в МФЦ, — люди по-прежнему очень удивляются, когда получают быстрое и надлежащее обслуживание, и с каким-то мазохистским злорадным удовольствием говорят: «Ну да, все как обычно», сталкиваясь с грубостью или очередями. Хотя объективно качество работы перечисленных учреждений выросло несравнимо с прошлыми годами.

С Госдумой граждане в повседневной жизни имеют дело куда реже. Привыкли слышать что-то по телевизору, читать в новостях, но в целом до недавнего времени роль парламента в системе государственного управления подавляющему большинству россиян была не слишком понятна. Плюс прилепившиеся фразочки вроде «парламент — не место для дискуссий» и даже обидное прозвище «бешеный принтер».

Поэтому приход на пост председателя Госдумы первого заместителя главы Администрации президента Вячеслава Володина, отвечавшего за проведение парламентских выборов, воспринимался как безусловный вызов для политика. И Володин этот вызов принял.

Сначала депутатам было объявлено, что парламент — это место для работы. И она отнюдь не дистанционная. Прогуливать заседания недопустимо. Для кого-то это стало неожиданностью. Также депутатов обязали лично отвечать на запросы и жалобы людей, а не довольствоваться отписками.

Даже два этих, казалось бы, очевидных шага привели к заметному росту одобрения деятельности Госдумы гражданами. Как свидетельствуют регулярные опросы ВЦИОМ, рейтинг парламента неуклонно повышается с ноября: было — 47,7 процента, стало — 52,9.

Но, разумеется, дело не только и не столько в наведении порядка. Дума исподволь, постепенно выходит из того подчиненного по отношению к правительству положения, которое она занимала в предыдущие годы. Ведь система разделения властей придумана не просто так, а для улучшения работы государственного механизма. И разбалансированный механизм рано или поздно начинает сбоить.

О росте авторитета Госдумы свидетельствует то, что политологи, ранее рейтинговавшие в основном губернаторов или оценивавшие перемещения вип-персон в виртуальном «Политбюро 2.0», обратили внимание на избранников народа. На днях будет представлен первый интегральный рейтинг «Коэффициент полезного действия депутата», разработанный известными политологами Алексеем Мартыновым и Дмитрием Гусевым. КПД парламентария рассчитывается по формуле с учетом его активности в Госдуме, индекса цитируемости в СМИ, мнения региональных и федеральных экспертов и результатов голосования на портале «Депутат.Клуб». Поскольку Вячеслав Володин неизбежно занял бы постоянное и неизменное первое место, в рейтингах не оцениваются спикер, а также лидеры фракций. Интерес к упомянутому голосованию, несмотря на отсутствие рекламы, был достаточно серьезным — к нему подключились почти полмиллиона человек. Но сам факт того, что простые депутаты попали в рейтинг, нагляднее прочих свидетельствует: Государственная дума теперь полноценный, а не декоративный орган власти, работа в котором позволяет реально влиять на политику страны.

Разумеется, это было ожидаемо после возврата к смешанной системе выборов — когда только одна половина народных избранников оказывается в парламенте по партийным спискам, а вторая — по результатам борьбы в одномандатных округах. Депутаты от территорий всегда считались в первую очередь лоббистами «домашних» регионов.

Впрочем, как показывает статистика, и те, кто избран по федеральным спискам, в нынешнем созыве Думы ведут себя достаточно активно в деле отстаивания интересов своих территорий. Это тоже объяснимо: «Единая Россия» определялась с кандидатами на основе открытых праймериз — предварительного голосования. Поэтому случайных людей, вроде певицы Максаковой-Игенбергс, в парламенте в этот раз нет. По крайней мере от партии власти.

Еще один довод для граждан в пользу Госдумы — отсутствие либеральных инициатив от депутатов. Поскольку либералы — причем ни «бывшие», ни «новые» — в 2016-м так и не смогли организоваться и выставить сколько-нибудь интересный избирателям список кандидатов, парламент оказался свободен от соответствующего дискурса в принципе. В отличие от правительства, где, несмотря на утрату Алексея Улюкаева, системные либералы по-прежнему имеют вес.

Инициативы о повышении пенсионного возраста, изменении налоговых условий, росте тарифов и тому подобные непопулярные решения исходят не из Думы, а из правительства. И граждане это, безусловно, видят и ценят.

Хотя глава кабинета министров Дмитрий Медведев возглавляет и «Единую Россию», в стране нет чисто партийного руководства — это особенность нашего конституционного устройства. Поэтому избираемая непосредственно гражданами Государственная дума, как и президент, кажутся людям «роднее» и ближе, чем назначаемые министры.

Новости из Госдумы появляются в передовицах газет регулярно. Деловые издания пишут о готовящейся для депутатов учебе по правильному законотворчеству — и это логичное решение для обновившегося более чем наполовину состава парламента. Создавать законы — особое умение, освоить его интуитивно невозможно. А общественно-политические СМИ сообщают о том, что народным избранникам порекомендовали более сдержанно вести себя в соцсетях — это, как и появление рейтинга КПД, очередное подтверждение того, что деятельность депутатов стала интересна и журналистам, и гражданам. Раньше поумерить активность в блогах советовали только чиновникам, региональным и федеральным.

Поэтому можно без каких-либо «но» констатировать — за полгода новая Государственная дума действительно приобрела авторитет, уже никто, не покривив душой, не сможет бросить в нее камень. И если не произойдет каких-нибудь форс-мажорных обстоятельств, уровень оценки гражданами работы своих избранников будет только расти.


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции