ЖКХ без волшебства

Николай ФИГУРОВСКИЙ, политолог

09.03.2017

В старом анекдоте студента-африканца спрашивают о впечатлениях от русской зимы. «Зеленая зима — еще ничего, — отвечает он. — А вот белая — совсем плохо…»

Так уж сложилось, что живем мы в северной стране, и «белая зима» для нас — вечная проблема со старины глубокой, когда заготовка дров являлась вопросом жизни и смерти. Сегодня в городах, где обитает большинство россиян, отопление центральное, но ЖКХ остается непреходящей болью русской души. Воплощением этого чувства стал всенародно любимый фильм «Афоня» про хронически поддатого сантехника, не желающего работать без водки или «калыма». Сейчас другая беда: мастера приходят, как правило, трезвые, в аккуратной форме и даже с рациями. Но жалоб на управляющие компании, сменившие патриархальные ЖЭКи, меньше не стало.

Минувшей зимой и в первые дни весны по стране прошли митинги против высоких тарифов на отопление и «беспредела» управленцев. Граждане жалуются, что за услугу приходится платить несуразные цифры, коммунальщики гонят тепло в таких количествах, что люди в квартирах буквально задыхаются. Возмущение дошло до самого верха: президент Путин в январе уже не впервые жестко потребовал навести порядок в сфере лицензирования управляющих компаний, создать единый стандарт управления многоквартирными домами. Министр ЖКХ Михаил Мень пообещал, что за полгода все будет готово.

Наверное, будет. Но есть одна сложность, преодолеть которую непросто даже министру. Это общественная инерция и наша склонность к симулякрам. Пойти на митинг против результата выборов, проигнорировав сами выборы. Подписать на зарубежном портале грозную петицию, зная, что она ни на что не влияет. Набить возмущенный пост в «Фейсбуке», вместо того чтобы отправить заявление на специально устроенный мэрией портал жалоб… А разговоры о том, что нужно жаловаться не в пустоту, а, выражаясь чиновничьим языком, по принадлежности, часто вызывают скептическую ухмылку: «Да ничего с этим не сделаешь!» Однако, надежда на то, что за нас все сделает кто-то другой, должна остаться в прошлом — вместе с поддатым сантехником Афоней. Нынче разумные граждане сами становятся кузнецами своего счастья. И по сфере ЖКХ это видно непосредственным образом.

Не адвокат я вороватым коммунальщикам, но скажу: есть несколько способов самостоятельно облегчить «коммуналку». Пойти на митинг — простейший. Если покажут по телевизору, глядишь, и обидчики станут скромнее накручивать. А можно обзавестись современными счетчиками на воду, тепло, электричество, регуляторами на батареях — и платить только за собственное потребление. Вариант, кстати, эффективный: трехтарифный электросчетчик позволяет планировать основные энергорасходы на самое «дешевое» время, а регуляторы на радиаторах отопления — устанавливать в комнате нужную температуру. Но тут имеются сложности: скажем, счетчики на тепло должны ставиться в многоквартирных домах централизованно, с участием всех жильцов. Достижение консенсуса под большим вопросом. Вспомните, с каким скрипом граждане соглашались на уже прижившиеся и многократно окупившиеся приборы учета воды — для отказников пришлось вводить с нынешнего года повышающий тариф.

Самый эффективный способ регулирования коммунальной действительности — использование предоставленного Жилищным кодексом права гражданам выбирать управляющую компанию. Ясно, что это требует усилий и общественной активности. Зато такой шаг дает реальную возможность забаллотировать нерадивых коммунальщиков, а на их место пригласить профессионалов из другого дома или района. Можно управлять и самим, таких случаев много. Правда, для этого жильцам необходимо не только организовать собрание, но и прийти на него, в крайнем случае проголосовать заочно. Скажите, многие ли из вас участвовали в подобных мероприятиях? Ведь наверняка находились более важные дела — дома или по работе. Когда граждане проявляют пассивность, управляющую компанию выбирает орган местного самоуправления. Но насколько ответственно подойдут к этому заседающие там люди? Вы их знаете? Выбирали? Или снова более важные дела нашлись…

Между тем в случаях, когда граждане осознанно подходят к выбору УК, выясняется, что наладить достойную работу коммунальной сферы вполне реально. Допустим, заходишь в соцсеть и видишь конкретные примеры: вот заработала система «муниципалитет — старший по дому — старшие по подъездам», нашлись активные и неравнодушные люди, в результате обычная московская управляющая компания при подготовке к ремонту закупает стройматериалы в присутствии строгих наблюдателей. Вся отделка получается в тон, хорошего качества, денег на все хватает, радостные жильцы самостоятельно украшают подъезд цветами и репродукциями — просто картинка. И жители довольны, и управленцы, похоже, не в накладе, и все в рамках бюджета. Причем это не элитный небоскреб, а типовая столичная хрущевка, из тех, что в скором времени снести пообещали…

Надо сказать, в последнее время появляется все больше управляющих компаний нового поколения, заинтересованных не только в максимальной прибыли, но и в добром имени, заработанном качественным трудом. Под новый год в Московской торгово-промышленной палате даже вручали специальную премию «Доминфо». Для компаний, наилучшим образом наладивших отношения с жильцами, умеющих своевременно узнавать их нужды и проблемы, доступно рассказывать о возможностях управления домами. Оказалось, что некоторые УК и телеканалы собственные организуют, и газеты для жильцов выпускают, и системы обратной связи задействуют, и группы оперативного реагирования держат… Чтобы найти или создать такую, осталось только встать с дивана, познакомиться с соседями и начать объединяться ради решения собственных проблем. Это поэффективнее симулякров будет.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции