Дубликат бесценного груза

Владимир ХОМЯКОВ, сопредседатель движения «Народный Собор»

10.11.2016

Не успели утихнуть прошлогодние страсти по поводу получения российского гражданства спасающимся от высоких французских налогов Жераром Депардье, как попросил и получил паспорт гражданина РФ звезда боевиков Стивен Сигал.

Сенсация? Ничуть. Тенденция, однако. В 2011-м россиянином стал еще один деятель зарубежной культуры — итальянец Фабио Мастранджело, главный дирижер оркестра Эрмитажа и художественный руководитель Санкт-Петербургского государственного театра «Мюзик-Холл». Не отстают и спортсмены. Паспорт гражданина РФ уже давно носит южнокорейский конькобежец Виктор Ан (Ан Хён Су) — герой сочинской Олимпиады, принесший российской сборной три «золота» и «бронзу». В прошлом году нашими стали чернокожий американский боксер-тяжеловес Рой Джонс-младший и известный боец, выступающий в смешанных единоборствах Джефф Монсон, чемпион мира по бразильскому джиу-джитсу. Недавно, кстати, интернет взорвал ролик, в котором Джефф, сидя за рулем внедорожника, с чувством распевал «Мы ждем перемен» Виктора Цоя.

Поговаривают, документы для получения российского гражданства готовит даже итальянская кинодива Орнелла Мути. У нее тоже нашлись русские корни, что среди зарубежных звезд отнюдь не редкость. Выходцы из России числятся в предках у многих. Тот же Сигал. А еще Стивен Спилберг, Сильвестр Сталлоне, Харрисон Форд, Гвинет Пэлтроу, Леонардо Ди Каприо, Милла Йовович, Шон Пенн, Майкл и Кирк Дугласы, Вайнона Райдер, Натали Портман, Питер Устинов, Дэвид Духовны... Но, что бросается в глаза, раньше эту деталь своей родословной звезды не то чтобы скрывали — не выставляли напоказ.

Теперь же «русскость» на Западе явно в тренде, несмотря на всю русофобскую пропаганду в тамошних СМИ. Путин, Русская весна, Крым и Донбасс, наша борьба с терроризмом, противостояние однополярному миру... Относятся к этому по-разному, но то, что новый образ воспрянувшей из небытия 90-х России будоражит умы, — это точно. Причем все более широкими кругами западных обывателей он начинает восприниматься как некая последняя надежда на то, что цивилизацию, катящуюся в бездну, еще можно спасти.

Вот и решение Сигала трудно рассматривать вне этого нового мирового тренда. Ведь гражданство он получил отнюдь не по причине более льготного российского налогообложения, а, так сказать, повинуясь зову сердца. «Во мне есть русская кровь, моя бабушка родом из Владивостока. Есть корни в Санкт-Петербурге, кто-то из моих предков родился на Украине, которую я считаю частью России... Так что я русский», — объяснил он свое решение в одном из интервью. И еще добавил, что восхищается Путиным как «великим лидером государства», сумевшим вытащить страну из либерального пике 90-х.

Можно как угодно относиться к артисту, но, согласитесь, это не просто голос внезапно пробудившейся русской крови, а вполне конкретная жизненная позиция. Которую, кстати, он проявляет уже не впервые. Так в 2013-м Сигал  вместе с жителями Беслана поминал детей и сотрудников спецслужб, погибших в ходе варварского теракта 2004 года. В 2014-м, когда Запад захлебывался ненавистью к России после воссоединения с нею Крыма, у него хватило мужества пойти наперекор их нравам и выступить со своей музыкальной группой на байк-шоу в Севастополе. А в прошлом году он встречал со всеми нами священный праздник День Победы на Красной площади. 

Очевидно, что все это время он был с Россией и вел себя, как надлежит русскому — разделяя нашу радость и сопереживая нашему горю. В отличие от многих так называемых «русских», самозабвенно рвущихся «туда». 

Да, когда-то из СССР бежали отдельные талантливые люди. Хотя сейчас почему-то думается, что не столько за свободой творчества, сколько за уровнем жизни, убежденные в своей недооцененности. Бог им судья. В лихие годы, опьяненные долгожданной «свободой», рванули на вожделенный Запад за признанием и гонорарами многие из всенародно любимых в Советском Союзе актеров, режиссеров, художников и иных представителей творческих профессий. Приехали — и вдруг обнаружили, что там они, за крайне редким исключением, никому особо не интересны. Ну, может быть, кроме таких же, как они, эмигрантов...

Сколько их потом вернулось назад, потупив глаза и делая вид, что никуда не сбегали, а так, отъехали на время, типа подзаработать. И ведь, заметьте, всех приняли, простили и полюбили вновь. Даже поминать о том, что повели себя в трудный для Родины час не слишком порядочно, никто им не стал. Отходчив и незлопамятен наш народ, словно библейский отец, без упреков и с радостью принявший вернувшегося блудного сына.

И вот сейчас — третья волна непризнанных гениев и искателей свободы рвется на вожделенный Запад. Иные уже двойным гражданством обзавелись, иные вот-вот... Но что примечательно — ни с первой, ни даже со второй волной творческой эмиграции эту публику и сравнить невозможно. Не буду даже перечислять, чтобы не рекламировать. 

Знаю, знаю... «Не судите, да не судимы будете». Все так. Я и не сужу. Каждый сам выбирает, сердцем, и стремится туда, где ему ближе и роднее. Две полярные цивилизации, две полярные системы ценностей... Тем более, что пока обмен явно в нашу пользу: по мне, так один Стивен Сигал, выступающий в Севастополе, куда более ценен для России, чем с десяток бегущих и ненавидящих.


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции