Восточный поток

Вадим БОНДАРЬ, публицист

22.09.2016

Последняя декада сентября пройдет под знаком углеводородов. 22-го числа в Москве открылся Национальный нефтегазовый форум, главная цель которого — выработка путей развития отечественного ТЭК на средне- и долгосрочную перспективу. Затем Россия примет участие в Международной энергетической конференции, она состоится 26–28 сентября в Алжире. Чего ждать от излишне политизированного рынка горючки? Ведь во многом именно месторождения и планы трубопроводов определяют, где произойдет «цветная революция», вспыхнет региональный конфликт, поднимутся или упадут национальные валюты и биржевые индексы.

На днях на сайте Федерального агентства по недропользованию был опубликован проект «Стратегии развития минерально-сырьевой базы РФ до 2030 года». Главная мысль: Россия активно готовится развернуть свои углеводородные потоки на восток. В ведомстве считают, что уменьшение спроса на газ со стороны Европы может затянуться на долгое время, прежде всего в силу политических факторов. «Кризис отношений между Россией и Западом уже привел к сокращению экспорта российского газа в страны ЕС и на Украину. События последних лет не оставляют сомнений в том, что снижение спроса на трубопроводный газ со стороны западных партнеров России является не локальной проблемой, а долгосрочной тенденцией, которая окажет непосредственное влияние на сырьевую и торговую политику России в ближайшие десятилетия», — говорится в документе.

Подтверждение этого прогноза мы видим уже сегодня. Делается все, чтобы свести к минимуму, а в идеале и полностью изжить энергетическую зависимость Европы от Москвы. «Южный поток» остановлен. США призвали власти Сербии и Словении диверсифицировать источники энергии. Всячески блокируется и «Северный поток-2».  А глава МИД Швеции (первой страны согласования проекта) Маргот Валльстрем так прямо и заявила, что ее государству не нравится идея газопровода, — можно догадаться, по чьей указке это сделано. Так что в Старом Свете нас почти наверняка ожидает сокращение рынка сбыта. Поэтому в опубликованной Роснедрами стратегии ставится задача осваивать новые. В частности — в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Есть возможность нарастить экспорт газа на этом направлении в 8–9 раз, что позволит пятикратно увеличить его производство. О том, что такие ходы активно прорабатываются, говорил в этом месяце на встрече с перспективными инвесторами Дальневосточного федерального округа и Владимир Путин. 

Представители ЕС еще несколько месяцев назад перечисляли требования, при выполнении которых Запад может начать отмену санкций и рассмотреть возможность перехода к прежнему режиму отношений с нашей страной. На это МИД России ответил, что в любом случае наши отношения уже никогда не будут прежними. И это очевидно. Восточный вектор переориентации российских приоритетов во всех сферах становится все более заметным. Тем более что есть и встречное движение: Китай сквозь весь Старый Свет тянет свой проект «Шелковый путь», в том числе через нашу территорию, с нашим активным участием. Проект будет способствовать и военно-стратегическому сотрудничеству, поскольку защищать эти важнейшие коммуникации обе страны будут сообща. В КНР уже созданы специальные объединенные силы логистической поддержки, и, как сообщает агентство Синьхуа, 13 сентября Си Цзиньпин в торжественной обстановке вручил этим формированиям знамена. На российско-китайское сближение обращает внимание и британская The Financial Times: «Полноценный альянс, построенный на испытываемом и с той, и с другой стороны антагонизме в отношении мира, где доминирует американский мировой порядок, вполне возможен, если, конечно, еще не достигнут». 

Да, это так. Мы десятилетиями налаживали с Европой добрые и взаимовыгодные торгово-экономические контакты и никогда не подводили своих партнеров срывом поставок или другими нарушениями обязательств. Про Украину и говорить нечего — там действовал режим наибольшего благоприятствования. В ответ мы видим попытки полного бойкота. Ну что ж, как говорится, свято место пусто не бывает. Трубопроводы развернутся. Приоритеты изменятся. А вслед за ними появятся и новые союзы. Только кто от этого больше проиграет? Явно не Россия и Китай.


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции