Крови и зрелищ

Вадим БОНДАРЬ, публицист

23.06.2016

Между совершенно различными, на первый взгляд, сферами — развлечением и насилием — существует плотная зависимость. К такому выводу можно прийти, проанализировав недавние работы двух авторитетных мировых экспертных агентств. 

Сначала обратимся к данным консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers. Согласно исследованию «Всемирный обзор развлечений и СМИ: прогноз на 2016–2020 годы», в 2015-м объем этого рынка достиг 1,7 трлн долларов при темпе роста в 5,5 процента, что опережает увеличение планетарных ВВП и торговли.  

Это говорит о том, что на человеческих инстинктах, включая самые низменные, страстях, слабостях и пороках сегодня можно делать деньги гораздо успешнее, нежели на абсолютном большинстве товарных производств и в любых других отраслях легального бизнеса. В современном преломлении древней парадигмы «хлеба и зрелищ», которую Запад, как наследник Римской империи, перенял и успешно применяет многие века, «зрелища» вышли на первый план. Мировые гиганты соответствующей индустрии создают структуру мышления, эмоциональную палитру, а также потребности массовой аудитории и клиентов по всему свету, творят новые тенденции в их поведении, героев и антигероев, объясняют, «кем быть», а также «что такое хорошо и что такое плохо». То есть, по сути, формируют мировоззрение огромного числа жителей Земли. 

Что же с нами происходит? Целый ряд других научных работ показывает, что земной шар переполнен деспотизмом и жестокостью. Так, создатели «Глобального индекса миролюбия», опубликованного Институтом экономики и мира, подсчитали: из-за насилия всех видов в прошлом году планетарный ВВП недополучил 13,3 процента, а в денежном выражении убытки составили 13,6 трлн долларов. При этом потери иногда превышали половину объема национального ВВП. Будущее тоже не внушает оптимизма. На днях агентство Bloomberg сообщило, что в 2015-м мировой рынок оружия вырос на 10 процентов, достигнув 65 млрд долларов. Это самый крупный скачок с середины нулевых. 

Статистические данные подкрепляются информационными известиями. Вот лишь недавние. В Орландо американец афганского происхождения Омар Матин убил 49 посетителей гей-клуба. В городке Бирсталл англичанин Томми Мэйр расстрелял, а затем добил ножом члена парламента Джо Кокс, пытавшуюся вмешаться в его спор с оппонентом по поводу пребывания Великобритании в составе Евросоюза. А что творится во Франции, принимающей чемпионат Европы по футболу? Улицы больше напоминают времена Гавроша или Парижской коммуны, чем комфортное и гостеприимное пристанище для туристов и любителей спорта. Налицо признаки массового психоэмоционального нездоровья, и результаты исследований подтверждают это с математической точностью.

Проанализировать истоки тяги к насилию в развитом индустриальном обществе попытался известный французский экономист, писатель и политический деятель Жак Аттали в статье под красноречивым названием «У человечества зачесались кулаки». «У нас есть сексуальная свобода, которая позволяет выпустить пар, и политическая свобода, отменяющая потребность в любой революции, — пишет он, отмечая, впрочем, что это не повышает градус миролюбия. — Насилие вновь возвращается. Все друг друга раздражают. Что угодно может стать предлогом для драки или убийства. События последних дней дают трагическое тому подтверждение». 

Было бы наивным полагать, что увеличение вложений в индустрию развлечений и скачок проявлений жестокости — простое совпадение двух независящих друг от друга тенденций. Связь между ними очевидна. Достаточно посмотреть популяризируемый указанной индустрией и СМИ набор внушаемых аудитории представлений о современном обществе. Его лейтмотив — потребитель должен использовать этот мир, брать от него все, что захочет, самовыражаться и оттягиваться «по полной». А с теми, кто «не с нами», надо поступать, как Рэмбо и другие супергерои западной цивилизации. Потребительство рождает монстров, политика берет верх над экономикой, а инстинкты — над душой и разумом. В итоге мир звереет.

Американская телеакадемия удостоила специального приза документальный фильм «Зима в огне», снятый верными сынами киевского режима о событиях на майдане 2013–2014 годов. В аннотации к награждению говорилось, что эта лента из тех, что «вдохновляют, повышают осведомленность и мотивируют к изменениям». Разбитые головы, заживо горящие омоновцы, кровь, грязь, люди с дубинами и звероподобными лицами — все это, по мнению американских киноакадемиков, вдохновляет и мотивирует. 

При этом главным источником агрессии на Западе почему-то называют Россию. Нет, господа, это не Кремль и Путин виноваты. Настоящие акулы шоу-бизнеса и политпиара базируются не в Москве. Ментально-поведенческий ряд современного человека формируем не мы. Как не мы устраиваем «цветные революции». Но плоды и того, и другого, к сожалению, пожинаем. Ведь шарик круглый, а другой планеты у нас нет. Поэтому нам пора самым активным образом формировать собственный контентный продукт индустрии развлечений, не по западной колодке. Будущее России не должно рисоваться с чужой кальки. Тем более такой мутной.


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции