Козел продвижения

Антон КРЫЛОВ, публицист

29.12.2015

Ныне в русскоязычном мире трудно найти человека, не слышавшего про тигра Амура и козла Тимура. А знаете ли вы, кто такой Дмитрий Мезенцев? Наверное, только очень внимательные читатели новостей ответят утвердительно, остальные недоуменно пожмут плечами. Между тем именно этот человек является автором нашумевшей истории, которая и не думает заканчиваться. Г-н Мезенцев — директор того самого сафари-парка, где живут тигр и козел, именно он пичкает журналистов подробностями жизни животных.

Сложно сказать, была ли эта пиар-акция полностью смоделированной — то есть козла преднамеренно запустили в вольер к сытому тигру, или же идея раскрутить парк за счет необычной парочки пришла Мезенцеву (либо нанятому им пиарщику) в голову после того, как Амур по иным причинам отказался обедать свежей козлятиной. Но с тем, что это самое успешное пиар-мероприятие года по соотношению затрат и эффективности, не поспоришь. Десятки СМИ и миллионы пользователей социальных сетей совершенно бесплатно, более того — со страстным воодушевлением публикуют, перепечатывают, комментируют как пресс-релизы сафари-парка, так и неизбежно появляющиеся фейки вроде того, что Амур все-таки съел Тимура или между ними возникла сексуальная связь. Последнюю информацию Мезенцев даже был вынужден опровергать официально.

На сайте заведения можно купить и сувенирную продукцию, связанную с Тимуром и Амуром, и книгу самого Мезенцева, и сделать безвозмездный денежный перевод в пользу животных (впрочем, вряд ли кто-то будет проверять, на что конкретно пошли деньги). Руководители прочих российских зоопарков, наверное, рвут на себе волосы и штрафуют пресс-секретарей за то, что те не смогли опередить приморское ноу-хау. Ведь идея лежит на поверхности — кому из нас не читали в детстве рассказ Льва Толстого «Лев и собачка». Но подобные акции возможны только в эксклюзивном воплощении — если в ином зоопарке поселят в общем вольере пантеру с овцой или даже льва с собачкой, как у Толстого, успех Тимура и Амура им уже не повторить.

Г-н Мезенцев ведет себя как игрок, которому «поперла карта» — от регулярных сводок о самочувствии «звездной пары» и естественного желания продать свою книгу за счет популярности питомцев он перешел к масштабным прожектам. В одном интервью говорит о запуске реалити-шоу с Тимуром и Амуром в главных ролях, в другом — требует у Министерства культуры денег на мультфильм.

Некоторые пресс-релизы сафари-парка смотрятся надуманными или явно рассчитанными на западную аудиторию — например, о том, что в честь католического Рождества тигр решил поесть травы. Обычно верующие в этот день, наоборот, разговляются, да и какое дело подавляющему большинству россиян до Рождества в его западной версии. Но и эту «новость» активно публиковали и перепечатывали. Хотя у людей, смотревших телевизор в 90‑е годы, первая ассоциация, возникающая при прочтении текста, — реклама «Волк сошел с ума, волк жует траву!»

Чем вызвана бешеная популярность Тимура и Амура? Версий за последние недели в СМИ выдвигалось множество, но основные лишь дополняют друг дружку. Да, люди на самом деле устали от плохих известий и жаждут позитива — недаром интернет-газета Lenta.ru при рекламной поддержке производителя чая предлагает читателям переключиться с обычной подборки на «только хорошие новости». На днях таковой новостью, по мнению издания, стало награждение погибшего от рук террористов французского пса Дизеля высшей воинской наградой Великобритании для животных.

Это служит ярким подтверждением второй версии — заметки «про звериков» всегда читаются хорошо. Котики, лисички, обезьянки регулярно появляются и в статьях, и в блогах — как частных, так и корпоративных. Если принцип sex sells (секс продает) все чаще признается банальным и устаревшим — даже прославившийся изображениями голых фотомоделей календарь Pirelli в этом году опубликовал одетых успешных женщин, то принцип cats sells (кошки продают) по-прежнему очень популярен. А кто такой тигр, если не большая кошка?

Наконец, есть и третья версия — совместная жизнь тигра и козла ложится в массовом сознании на базовые библейские архетипы из книги пророка Исайи: «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их». Апокалиптические предсказания легко овладевают массовым сознанием — это легко подтвердят психологи с историками. «Истинно вам говорю, последние времена настают» — не счесть нажившихся на этой фразе мошенников, но появляются все новые и новые.

Хорошая новость про братьев наших меньших, да еще и с библейскими аллюзиями — действительно, у Амура и Тимура не было шансов не стать популярными. Разумеется, если бы тигр, вспомнив-таки о своей звериной сущности, полакомился козлом, история бы закончилась. Но никто не режет курицу, несущую золотые яйца…

Видимо, именно этим объясняется задержка установки онлайн-видеовещания из клетки. Вряд ли Тимур-первый был съеден и сейчас с Амуром общается его близнец, но застраховаться от такого сценария на сто процентов нельзя, а приостановка регулярного потока новостей из сафари-парка прекратит и поток посетителей, и сделает нереальными реалити-шоу, мультфильм и что-либо еще, придуманное за праздники Мезенцевым и его командой.

Поэтому можно с уверенностью сказать — в 2016 году мы еще не раз услышим и про тигра, и про козла, и про директора. Плохо это или хорошо — решайте сами. Кому-то покажется, что страна, пристально следящая за взаимоотношениями большой кошки и рогатого парнокопытного, бездуховна, но, с другой стороны, уж лучше пусть СМИ пишут, а люди читают про Амура и Тимура, чем про террор, взрывы и убийства.


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции