Богач, бедняк

Вадим БОНДАРЬ, публицист

17.12.2015

19 декабря мир отмечает Международный день помощи бедным. В юбилейный, двадцатый раз — ООН установила дату в 1995 году.

О бедности и богатстве человечество спорит на протяжении всего своего осмысленного существования. Этой теме посвящены горы всевозможной литературы, сняты сотни фильмов, проведены десятки исследований с соответствующими рекомендациями правительствам. Однако до сегодняшнего дня кардинально ничего не поменялось, ибо неизменным остался сам человек, со своими страстями и пороками. В XXI веке бедность и богатство все больше становятся социальными, а не физическими категориями. Для поддержания жизнедеятельности (и душевного равновесия) человеку на самом деле нужно очень немного. А вот для удовлетворения так называемых приобретенных инстинктов, соответствия принятым в обществе условностям — гораздо больше. Потребности, которые таятся не в животах, а в головах, не имеют границ.

При этом «бедняки» нередко чувствуют себя лучше и живут дольше, нежели их более удачливые собратья. Так, например, в странах с преимущественно низкими и средними доходами населения количество суицидов гораздо меньше, чем в странах с высоким уровнем жизни. 

Счастливым человека делает не обилие и разнообразие атрибутов сытой жизни, а нечто нематериальное. В своей статье от 7 декабря нынешнего года под красноречивым названием «Когда неравенство убивает» нобелевский лауреат, всемирно известный американский экономист Джозеф Стиглиц пишет: «Совершенно неизбежно растущий ком финансовых проблем стал причиной тяжелого стресса для американцев среднего класса. Неудивительно, что это привело к росту потребления наркотиков, алкоголизму и суицидам». Действительно, средняя продолжительность жизни в США сокращается. Стиглиц пишет, что его соотечественники живут уже на три года меньше, чем французы. И вовсе не потому, что американцам нечего есть или они замерзают на улицах. Малоимущим выплачивают пособия, дают талоны на питание. Абсолютное большинство бедных имеют автомобиль, пусть не новый, практически все обеспечены мобильной связью. Кстати, черта бедности в США в прошлом году составляла чуть больше тысячи долларов в месяц. Вполне можно жить. Но в развитых странах «социальные неудачники», имея хлеб насущный — даже с маслом, находятся в состоянии постоянного психологического стресса из-за своего низкого статуса. С «нищебродом» не хотят знаться, принимать в престижные учебные заведения, пускать в топовые магазины (вспомним знаменитый фильм «Красотка»). Государственные пособия этих проблем не решают. А другими мерами неолиберальные западные общества себя не утруждают. 

Знаменитая формула, гласящая: если хочешь помочь голодному, дай ему не рыбу, а удочку, в сегодняшнем мире не работает. «Удочка», как и «равные возможности», — чисто декларативные понятия. В США, например, чуть ли не на каждом шагу надо заполнять кучу анкет, указывать, что у тебя есть, в каком количестве, а чего нет вовсе. Престижное образование, опыт работы в крупной компании, хорошие рекомендации, хорошая кредитная история, наличие недвижимости — если всего этого нет или маловато, удочку никто не даст. Будете довольствоваться рыбой. По этому же принципу развитые страны оказывают помощь и беднейшим государствам. Там жизнь десятилетиями и не меняется. Только выживают, не помышляя о развитии: удочки-то нет. 

Еще один очень интересный момент, относящийся теперь уже к нравственной категории. Американский исследователь Вэнс Паккард отметил, что понятие качества жизни приобретает все более ритуальный характер. Люди следуют четким стандартам: квартира — в определенных районах, автомобили — определенных марок, отдых — на определенных курортах. Ритуальный характер потребностей убивает логику выбора: нравится, не нравится — это для бедняков, а для людей статусных — положение обязывает. 

Таким образом современные стратеги глобализации формируют и поведенческие стереотипы. Братство, коллективизм не годятся для героев-одиночек, чей образ так ярко воспет западным кино. А следом сдаются в утиль и сострадание, и любовь к ближнему, что в России называлось общинностью, миром. В случае беды, нужды на помощь приходила вся община, весь мир. Эти вековые традиции Русского мира, к счастью, живы у нас и по сей день — достаточно посчитать колонны помощи Донбассу и то, сколько средств собирают для больных детей. 

Неолиберализм и глобализм по западному образцу несут совсем другую философию и практику жизни. Поэтому о помощи бедным говорят все, а ситуация в мире коренным образом не меняется. Четверть населения планеты находится за чертой бедности, а 60 с небольшим млн человек получают такой же доход, как и 3,6 млрд с наиболее низкими доходами. Вопиющая несправедливость — вот главный показатель бедности сегодня.

Так что 19 декабря — не просто повод лишний раз вспомнить оказавшихся на обочине жизни. Прочесть красивые доклады с высоких трибун, отчитаться о проделанной работе и перечисленных за энное количество времени суммах. Если все останется, как есть, человечество не победит бедность никогда, потому что это понятие не умещается в миску с благотворительным супом. Проблемой необходимо заниматься комплексно и постоянно. И конечной целью этой работы должна быть провозглашена победа над бесчеловечным неравенством, дискриминацией по имущественному признаку, над обществом неравных возможностей, над махровым индивидуализмом и эгоизмом как социальными нормами поведения.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции