Хоттабыч не поможет

Станислав СМАГИН, публицист

17.12.2015

Изуродованное, преувеличенное восприятие материальных благ и их значения в жизни человека — одна из самых тяжелых болезней современности. Хотя истина, что Бог испытывает человека как бедностью, так и богатством, является у нас в основном почвой для зубоскальства: мол, бедностью меня испытали достаточно, когда же, наконец, богатством начнут?

Да, зачастую эта ирония не от хорошей жизни. Чудовищное социальное расслоение, показное бесстыдство нуворишей, сонмище отъевшихся чинуш, рассуждающих о пользе для простого народа всяческого воздержания, но при этом не отказывающихся от дорогих автомобилей и особняков, — все перечисленное заставляет скептически относиться к тезису о том, что богатые тоже плачут. Но порой Господь — нет, не посылает, скорее, выражаясь христианским языком, попускает — грозные доказательства. Ужасающий случай в Казани, где 19-летний сын миллиардера Игоря Сосина, совладельца торговой сети «Старик Хоттабыч» задушил свою 44-летнюю мать, как раз из этого ряда.

У нас есть знакомый — врач, не последний человек в московской престижной частной клинике, которая специализируется на излечении алкогольной и наркотической зависимости, выводе из тяжелых состояний. Туда привозят своих обколовшихся и обкурившихся чад разные «шишки». Нередко встречаются известные персоны. Как-то раз медик откровенно сказал: «Я смотрю на 18–19-летних мальчиков и девочек и понимаю, что это уже не люди в полном смысле слова. Можно на какое-то недолгое время привести их в чувство, но вернуть нормальное человеческое лицо и наставить на путь истинный шансов практически нет. Порой мелькает кощунственная думка, что гуманнее всего прекратить сейчас их мучения, чтобы они не нанесли ущерб не только себе, но и окружающим». Этот врач вряд ли является каким-то мясником или доктором Менгеле, да и, очевидно, сам не без содрогания относится к тому, что мелькает у него в голове. О наркотической привязанности и других вредных привычках Егора Сосина достоверной информации пока нет. Но не подлежащий сомнению ущерб он уже нанес. Убив самого дорогого человека, родившего его на свет. Поступок непоправимый, назад не отмотаешь, не изменишь.

В дореволюционной России тоже хватало социальных проблем, разрыва в доходах, постыдных гадостей со стороны отпрысков влиятельных родителей. Но все же значительная часть купцов, дворян, аристократов воспитывали своих детей, во-первых, в строгости, во-вторых — с осознанием того, что все, в том числе и материальные блага, преходяще, а потому их значимость не столь велика. Каждый купец считал своей, как сейчас говорят, «социальной обязанностью» жертвовать на Церковь, бедных, искусство. Такая мировоззренческая установка воспроизводилась из поколения в поколение с помощью живых примеров. Можно вспомнить эпизод из «Леньки Пантелеева» (отец героя — не Бог весть какой миллионщик, но все же предприниматель и бывший офицер, выходец из купеческой старообрядческой семьи). Встретили они на Фонтанке полуголого, оборванного, босого с распухшим и посиневшим лицом парня. Безработный. «Ленька стоял рядом с отцом и с ужасом смотрел на совершенно лиловые босые ноги этого человека, которые, ни на минуту не останавливаясь, приплясывали на чистом белом снегу». Отец отдал парню мелочь, потом остановился, расстегнул свою новенькую синюю бекешу, скинул ее с себя и набросил на голые плечи безработного. И финал рассказа — как это воспринял сын: «Дома ахали и ужасались — мать, горничная, нянька. А Ленька весь день ходил счастливый. Он сам не понимал, почему ему так хорошо, но весь день он боролся с желанием пойти к отцу, кинуться ему на шею, крепко расцеловать его, сказать ему, как горячо он его любит».

Ослабление такого отношения к жизни и к людям и вообще — христианского мировосприятия русского народа стало одной из причин революции. В советское время этика была восстановлена на светской, формально отчужденной от христианства основе, чтобы вновь истереться, ослабнуть и не суметь помешать новой катастрофе 1991 года. В постсоветской России к формированию здравого, спокойного отношения к бедности и богатству мы толком не приступили. Еще далеко не все выгодоприобретатели коррумпированного капитализма насытили аппетиты и удовлетворили свои фантазии, еще не все их дети отчудили свое по дорогим кабакам, пафосным клубам и ночным дорогам, а мы не утихомирили вполне объяснимую злобу в их адрес. Возможно, происшествия вроде казанского хотя бы крайней чудовищностью и громким резонансом помогут решению нелегкой задачи — по известному методу «от противного». Примеры того, что счастье не в деньгах, у нас почему-то тиражируются мало и плохо. Нынешнюю иллюстрацию на тему «в деньгах несчастье» проигнорировать, надеюсь, не получится.


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции