Осторожно, небо

Владимир БИРЮКОВ, заслуженный летчик-испытатель РФ

05.11.2015

Авиакатастрофа в небе над Синайским полуостровом, унесшая жизни 224 человек, стала самой крупной в истории отечественной авиации. Причины гибели самолета А-321, выполнявшего рейс Шарм-эш-Шейх — Санкт-Петербург, пока не определены: начата расшифровка «черных ящиков», но анализ записей, по всей видимости, продлится дольше, нежели обычно бывает в похожих трагических случаях. Предстоит также тщательное исследование обломков воздушного судна, чтобы понять: было ли это усталостное разрушение конструкции, теракт либо какое-то иное воздействие. При этом зона поиска уже расширена до 40 кв. километров. Для сравнения — фрагменты малайзийского «Боинга», сбитого над Донбассом, по наиболее распространенной версии, ракетой класса «земля–воздух», искали на площади 34 кв. километров. 

По последней информации, появившейся в египетских СМИ, крушение А-321 произошло вследствие взрыва или разрушения в одном из двигателей. Это якобы подтверждают данные с бортовых самописцев. Причина взрыва — техническая, египетские власти не говорят о теракте. Обратите внимание: это не официальное заключение, а некий информационный вброс. Российские специалисты не ознакомлены с результатами работ и своего вердикта пока не предлагают. 

Существует еще одна техническая версия катастрофы, уходящая корнями в 2001 год, когда лайнер (на тот момент он принадлежал Ливану) при посадке в Каире повредил хвостовую часть. Тогда самолет был отремонтирован и исправно прослужил еще 14 лет. В небе над Синаем, похоже, произошел отрыв именно хвостовой части — в пользу этого предположения говорит характер разлома фюзеляжа. Раздаются голоса, что после каирской аварии осталась трещина, которую не заметили, — она и стала причиной трагедии. Не уверен, что эта версия подтвердится. Тем более, что в прошлом году лайнер проходил проверку в сервисном центре Airbus, и ничего тревожного специалисты в «родной» технике не выявили. Причем проверка проводилась по так называемой форме C-check — это комплексное и глубокое исследование. Поэтому надо набраться терпения. Делать скоропостижные выводы попросту непрофессионально.

Но какими бы ни были причины крупнейшей катастрофы, это веский повод серьезно поговорить о вопросах безопасности в отечественной гражданской авиации. Проблему высокой аварийности воздушных судов признал даже вице-премьер Дмитрий Рогозин. Вообще, авиация — дело сложное. У нас имеются трудности с оборудованием, авионикой, комплектующими. Примером того, как приходится в таких условиях создавать самолет, является Superjet «Сухой». Чтобы быть конкурентоспособными на мировом рынке, мы вынуждены устанавливать импортные комплектующие вплоть до гаек — поскольку они сертифицированы по международным стандартам, а отечественные — нет. На восстановление разрушенной за последнюю четверть века авиационной промышленности потребуются годы, если не десятилетия.

Есть проблемы и с сервисом. У крупных авиакомпаний таковых меньше. А вот небольшие — в зоне риска: именно у них случается больше всего неполадок, если соотнести количество последних с размерами авиапарка или объемом пассажирских перевозок. 

Главной же причиной авиакатастроф остается пресловутый «человеческий фактор». Пилот превратился в «приставку» к бортовому компьютеру. Система управления лайнером уже давно интеллектом превосходит человека. При отсутствии специальных умений летчик далеко не всегда в состоянии работать в «ручном режиме» — если, например, возникает ситуация, требующая перехода с автоматического на ручное управление. Пилоты, работающие сегодня на гражданских линиях, слишком привыкли к автоматике. 

Разумеется, периодически экипажи проходят тренировку и переподготовку на соответствующих авиатренажерах. Но и в ходе этого этапа уделяется неоправданно мало времени для закрепления навыков ручного пилотирования. Впрочем, и тренажеры не всегда помогают. К примеру, ни один из них пока не позволяет отрабатывать действия летчиков на так называемых режимах сваливания (резкого падения подъемной силы), по причине которых у нас (да и за рубежом тоже) происходит каждая четвертая катастрофа. 

Также известны случаи, когда человек, вообще не окончивший летного училища, каким-то чудесным образом получал диплом и устраивался на работу в авиакомпанию для начала вторым пилотом, а потом становился и командиром воздушного судна... 

Крушение А-321 над Синайским полуостровом в очередной раз должно заставить задуматься всех нас, а в первую очередь руководителей авиакомпаний, Росавиации, Минтранса о положении дел в отрасли. Список жертв высоты пополняется с пугающей быстротой — 4 ноября в Крыму разбился частный самолет Cessna — четверо погибших. 


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции