Нас не заменят?

Лев ПИРОГОВ, публицист, литературный критик

27.10.2015

Говорят, скоро ничего не будет — ни журналистов, ни главных редакторов, одни роботы. «Яндекс» запускает новостную службу, тексты для которой будет составлять компьютерная программа. Сначала она потренируется на обзорах автомобильных пробок и прогнозах погоды, потом станет расти, ну, а потом, как уже сказано, ничего не останется.

Если помните, Рудольф-Родион в фильме «Москва слезам не верит» предвещал: «Со временем ничего не будет, ни кино, театра, ни книг, ни газет — одно сплошное телевидение». Собственно, этой утешительной параллелью можно было и ограничиться, если бы журналистское сообщество не принялось возмущаться.

Вот же дети. Не знают основного закона робототехники: «Тебя троллят — сиди молчи». «Хвалу и клевету приемли равнодушно», по-старому, по-человечески говоря. В результате каждое опровержение («нет, что вы, нас не заменят, сами будем везде сидеть и всю зарплату получать») заставило не по-хорошему задуматься: а будут ли?

Говорят: «Машина никогда не заменит человека, взгляните на электронные переводчики». Говорят: «Роботы не смогут имитировать человеческий разум, человеческие чувства, эмоции»… Ну, во‑первых, электронные переводчики сегодня и десять лет назад — это небо и земля. Машины эволюционируют быстрее, чем это делает язык. Во-вторых, имитировать человеческие чувства и эмоции — можно. Иначе не существовало бы искусства стилизации, актерского мастерства. Когда журналист пишет, он испытывает эмоции, ой ли? А может, в большинстве случаев имитирует, изображает их?

Если человек сам умеет изображать чувства и «симулировать разум», то и машину рано или поздно этому научит. И будет целая редакция газеты или журнала помещаться в пластиковой коробочке. Ни обеденный перерыв ей не нужен, ни кофейный автомат, ни курилка. Экономическая целесообразность! Считай, приговор…

Что ж, значит, конец профессии? Не совсем. Как не отменило телевидение театра и кино (а фотография — искусства живописи), так и «человеческая журналистика» останется — для ценителей. Для тех, кто предпочитает натуральный продукт и способен отличить его от пустого суррогата.

Другое дело, что таких уже сегодня немного — и среди читателей, и среди издателей. Журналисты «старой школы» жалуются, что читатель упростился, стал неохоч до «тонких смыслов», предпочитает голую информацию. А раз так, то издателю, ориентированному на потребительский рынок, нет смысла коллекционировать «золотые перья» — лучше набрать девочек по объявлению, которыми уже славятся некоторые наши успешные информационные холдинги…

Таким образом, если что и угрожает профессии, то никак не роботы, а такие вот «девочки» обоих полов. Роботы же, напротив, могут оказаться санитарами леса. Ведь в первую очередь конкурировать они будут именно с «девочками», потому что уже сегодня способны выполнять их работу.

Если все будет идти, как идет, мы получим две журналистики: популярную (массовую и общедоступную), которую будут делать роботы и их человеческие помощники, и элитарную, которая обоснуется в электронных и печатных «заповедниках». Нравится мне это? Нет. Вижу ли я выход? Не вижу.

Но, если выход есть, рано или поздно его кто-нибудь найдет. В конце концов, жанр телевизионного сериала, впавший было в кухонное ничтожество, в последнее десятилетие переживает второе рождение: один за другим стали появляться затратные и очень качественные (по драматургии, режиссуре и актерским работам) проекты, которые и «дельному человеку» смотреть не стыдно. Первые такие проекты делались именно для платных кабельных каналов, и лишь затем, проникнув в интернет и на общественное телевидение, вошли в моду и стали задавать тон. А стало быть — служить улучшению вкусов и исправлению нравов.

Так что, может быть, еще поживем.


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции