Сошлись по Тихому

Вадим БОНДАРЬ, публицист

08.10.2015

Американский президент пребывает в эйфории. Соединенным Штатам спустя семь лет после начала переговоров удалось подмять под себя 11 стран, создав многопрофильный торгово-экономический союз в рамках так называемого Транстихоокеанского партнерства (ТТП). Исходя из объемов ВВП и других параметров, компания объединившихся вокруг слона мосек подобралась довольно разношерстная. В ней участвуют Австралия, Бруней, Канада, Чили, Япония, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Перу, Сингапур и Вьетнам. Текст договора насчитывает 30 глав и до сих пор не обнародован, поэтому исчерпывающей информации о взаимных льготах, преференциях и защитных мерах против «не членов профсоюза» пока нет. 

Судя по сообщениям СМИ, страны-участницы намереваются создать зону свободной торговли с почти нулевыми пошлинами, унифицируют правила оборота интеллектуальной собственности и контроля при экспорте. Отдельными соглашениями частично откроют и рынки труда. Есть большая вероятность заключения соглашения и по валютной политике. 

Согласно этим же источникам, американцам удалось дожать партнеров благодаря двум весомым аргументам: значительно ухудшившимся за последние месяцы экономическим показателям Китая и предстоящему повышению ФРС США ключевой ставки, что приведет к удорожанию доллара на мировых финансовых рынках и увеличению стоимости кредитования. 

Весть о громком объединении и последовавшее за этим поспешное и, как всегда, излишне самоуверенное заявление Обамы о том, что правила мировой торговли будет писать Америка, а не другие страны, — по большей части пока только «звон». Поскольку договор должен быть одобрен американским конгрессом, а среди многих конгрессменов, причем как демократов, так и республиканцев, он не пользуется большой популярностью. Ну и законодатели других стран-участниц тоже должны его ратифицировать. Как там дела пойдут, неизвестно. Ведь договор — это прямой вызов Китаю, против которого он главным образом и направлен. 

КНР продвигает в этом регионе собственный блок под названием «Всеобъемлющее региональное экономическое партнерство» (ВРЭП). Чтобы нейтрализовать эти устремления, американцы жестко сыграли на опережение — этим и объясняется некоторая поспешность создания торгово-экономического союза. По некоторым данным, Китай планировал подписание договора о ВРЭП в ноябре 2015 года. Теперь его задача по консолидации вокруг себя стран региона сильно усложнилась. 

Как будут выстраиваться отношения внутри тихоокеанского американоцентричного партнерства, предположить несложно. Ведь США никогда и ни с кем не дружат на равных. В октябре 2011 года тогдашний госсекретарь, а ныне кандидат в президенты США Хиллари Клинтон, выступая перед Экономическим клубом Нью-Йорка, прямо заявила: «Мы должны позиционировать себя в качестве лидера в мире, где безопасность создается на биржах и торговых площадках так же, как и на полях сражений». Здесь ожидается аналогичная история. Торговля и неразрывная с ней политика будут работать на мирового лидера и его интересы.

Обломав зубы о Россию, Америка направляет свои усилия на другого независимого и сильного мирового игрока — Китай. Ведь именно из-за него Америка совершила свой исторический поворот к тихоокеанскому побережью. Соединенные Штаты уже почти сто лет стараются не допустить чьего-либо влияния в этом регионе. Из-за этого, собственно, и вступили во Вторую мировую войну — поскольку Япония бросила им вызов в качестве претендента на лидерство именно здесь. Теперь похожий вызов тихо и относительно медленно, но упорно и неотвратимо бросает Америке Поднебесная. Не последнюю роль здесь играет китайский юань. Американцев раздражает его дешевизна и то, что китайцы пытаются создавать двух- и многосторонние бездолларовые зоны торговли в этом регионе. 

Заключив соглашение о Транстихоокеанском партнерстве, американцы одержали локальную победу над Китаем. Нанесли мощный удар по мировой торговле. Усилили свои позиции на переговорах о создании Трансатлантической зоны свободной торговли между США и Евросоюзом. Что касается России, то чисто с торгово-экономической точки зрения, нас это все задевает исключительно по касательной. Мы торгуем в этом регионе в основном сырьем и заинтересованы прежде всего в росте китайской экономики, чтобы она у нас это сырье активно покупала и цены на него не снижались. Мы также заинтересованы в активном продвижении в этот регион продукции своего военно-промышленного комплекса и строительстве предприятий лицензионной сборки нашей техники — в том же Вьетнаме и других странах. Да, нам станет сложнее торговать с государствами—участниками этого объединения, возникнут новые нюансы, которые еще предстоит изучить. Но есть для нас в данной ситуации и определенный позитив. Китай, в случае откровенно отрицательной для него конъюнктуры, еще больше потянется к нам в поисках поддержки. 

Как показывают последние события, Россия реагирует на внешнеэкономические и внешнеполитические вызовы решительно и молниеносно. Китай — неспешно, но очень основательно. Как ответят эти два гиганта, за плечами которых тоже есть немалый опыт создания различных союзов, пока сказать сложно. Но в том, что ответ последует, сомневаться не стоит.


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции