Слеза пенсионерки

Станислав СМАГИН, публицист

15.09.2015

Одним из любимых жанров господ из категории «поравалить» являются истории под условным названием «куда вашей Рашке, если…» Далее обычно следует описание какого-либо инцидента или несуразицы, аналоги которых случаются и на Западе. Произошедшее на кассе в одном из магазинов Сызрани наверняка станет лакомой добычей для любителей информационной тухлятинки, но это как раз тот случай, когда спорить с ними тяжело, — главным образом по причине муторных душевных ощущений. Происходит ли такое на Западе? Возможно. Важнее и страшнее, что это произошло у нас.

Дик и омерзителен поступок явно не очень адекватного любителя боевых искусств, ни с того ни с сего изувечившего пенсионерку. Вдвойне непонятным и диким кажется поведение сотрудников супермаркета и других его посетителей, фактически потворствовавших происходящему своим равнодушием и вялым откликом. Втройне же — реакция правоохранительных органов, долго, вплоть до широкой огласки преступления отказывавшихся предпринимать в связи с ним какие-либо действия и даже, по словам мужа потерпевшей, цинично заявлявших: мол, избиение ей «почудилось». Кроме того, оказалось, что некоторое время назад молодчик, уже получивший прозвище «сызранский Тайсон», нанес травмы своему соседу, тоже пенсионеру, тоже безо всякой мотивации, и заявление в полиции тоже не приняли.

В советскую эпоху наша страна, особенно за пределами мегаполисов, во многом жила по законам традиционного общества, с присущим ему низовым коллективизмом и общинной спайкой. Парадоксально, но факт: при более суровом и жестком, чем сейчас, политическом режиме преступления правоохранителей, а также их равнодушие и халатность не раз вызывали реакцию населения, градусом ярости намного превосходящую нынешнюю. Хроники тех лет, получившие широкую огласку лишь недавно, фиксируют множество бунтов и беспорядков с избиениями милиционеров, разгромами милицейских участков и тюрем. Тема коррумпированных, бездушных и людоедских органов внутренних дел, во многом базировавшаяся на реальных фактах, стала одним из самых выигрышных козырей перестроечных «демократизаторов», одним из мощных таранов, ломавших существовавшую тогда власть.

Сейчас индивидуализм и атомизация общества в нашей стране превышают все разумные пределы. Восстановление разорванных до зияющих ран социальных тканей вроде бы идет, но крайне медленно, непоследовательно и причудливо. Выйти на митинг в честь возвращения Крыма уже в радость, а вот на субботник или собрание жильцов в родном дворе — все еще не очень.

Пассивность граждан крайне опасна для государства. Мы уже видели, как близорукая, чтобы не сказать резче, политика в национальном вопросе приводила в последнее десятилетие к серьезным, пусть и локальным беспорядкам. Волнения, спровоцированные социально-экономической ситуацией и той же деятельностью/бездеятельностью силовых структур, вполне вероятно, еще впереди. Как обоснованным недовольством простого честного человека умеют пользоваться бесы разрушения государственности — мы видели на примерах нашей «перестройки» и киевского майдана. Меньшая часть населения, преодолев апатию, пойдет на баррикады, а остальные, пребывая все в том же сонном состоянии, ничего ей не противопоставят. Хорошая перспектива?

Кто-то может сказать, что цинично рассматривать несчастье пожилой жительницы Сызрани исключительно через призму стабильности страны. Это не совсем верная постановка вопроса, я слегка о другом. У случившегося есть три уровня. Первый, касающийся непосредственно удара, нанесенного подонком, совершенно прозрачен с точки зрения индивидуальной этики, что христианской, что светско-гуманистической, тоже, впрочем, базирующейся на христианском фундаменте. Тут и спорить не о чем. Но есть второй и третий уровни, касающиеся реакции на происшествие общества и представителей государства, то бишь очевидцев избиения и сотрудников полиции. И здесь… А здесь, как мне кажется, тоже спорить не о чем, общество и государство оказались не на высоте, даже с точки зрения минимальных требований, предъявляемых к ним этикой, как христианской, так и светской: если нельзя построить рай на земле, то хотя бы не допускайте ада. Много было и еще будет споров о сакраментальном вопросе Достоевского, возможно ли счастье человеческое, коли в его фундаменте есть хоть одна детская слезинка. Уверен, что слезы, подобные слезам сызранской пенсионерки, этот фундамент точно размывают.


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции