Сбылась «Грузинская мечта»

Владимир ЖАРИХИН, заместитель директора Института стран СНГ

31.10.2013

В Грузии избран новый президент — с убедительным отрывом победил кандидат от партии «Грузинская мечта» Георгий Маргвелашвили. Как быстро все меняется в современном мире! Еще пару лет назад казалось, что позиции Саакашвили незыблемы. Что на основе кампании ненависти к России ему удастся отвлекать внимание населения от своих безобразий и удерживать власть еще долгие годы. В этом был уверен и сам грузинский президент. Конституцию он менял откровенно под себя, собираясь и дальше властвовать в роли премьер-министра — для этого и производилась передача на этот пост львиной доли президентских полномочий.

Расплата подкралась, казалось бы, неожиданно — от приехавшего из России миллиардера, мецената и бывшего владельца холдинга «Металлоинвест» Бидзины (в России — Бориса) Иванишвили. Его вновь образованной партии «Грузинская мечта» удалось то, к чему многие годы даже близко не могли приблизиться оппозиционеры в этой закавказской республике. Без уже столь привычной для страны революции, в условиях жестко контролируемых властью выборов, «Грузинская мечта», тем не менее, неожиданно для многих получила большинство в парламенте. 

Мне кажется, этому успеху способствовало несколько факторов. Во-первых, сколько бы Саакашвили ни проповедовал обратное, в глазах грузин он стал президентом, вчистую проигравшим войну с Россией 2008 года. Во-вторых, в таких, условно говоря, «неуспешных» постсоветских странах, как Грузия или Украина, очень силен культ индивидуального успеха. Ведь обе страны из «баловней», живших в СССР лучше многих и десятилетиями имевших своих выдвиженцев во главе великой державы, превратились за годы «незалежности» в лузеров постсоветского пространства, опустившись на последние места по показателям ВВП на душу населения. Поэтому так популярен в Грузии самый успешный грузинский бизнесмен Иванишвили, а в Украине  —  самый успешный украинский боксер Кличко.

Нельзя не отметить, что вполне мирной передаче власти в Грузии способствовала и смена руководства у главного спонсора режима Саакашвили — Соединенных Штатов. Я до сих пор глубоко уверен в том, что авантюра августа 2008 года затевалась не в президентском дворце Грузии, а в избирательном штабе республиканского кандидата в президенты США Маккейна. Утверждение, что Штаты не знали о планах нападения на Южную Осетию, выглядит совершенно невероятно, учитывая количество американских советников в министерстве обороны Грузии. Политтехнологи Маккейна, видимо, рассчитывали на волне антироссийской истерии обойти Обаму. Вспомним, как согласованно, скорее всего, по заранее разработанному плану, велась антироссийская кампания в американских СМИ. И этот план почти удался: в течение двух недель после 08.08.2008 республиканский кандидат обходил кандидата от демократов в опросах социологов. Так что администрация Обамы имела все основания настаивать на честном подсчете голосов при выборах грузинского парламента и не позволить Саакашвили неконституционными методами сохранить власть в стране. Это наглядный урок для руководителей многих новых стран на постсоветском пространстве: когда лидеры небольших государств пытаются извлечь собственную выгоду, играя на противоречиях между «большими мальчиками» на внутриполитическом поле великих держав, они проигрывают в любом случае.    

Однако представлять нынешнюю ситуацию в Грузии как победу пророссийских сил над проамериканскими не стоит. Команда Иванишвили твердо заявляет о продолжении курса Грузии на вступление в ЕС и НАТО. Она так же, как и команда Саакашвили, рассматривает признание Россией Абхазии и Южной Осетии и заключение с ними военного договора как оккупацию части Грузии. Скорого восстановления дипломатических отношений и прекращения «кураторства» Соединенных Штатов над Грузией ждать не стоит. Другое дело, что «Грузинская мечта» занимает несравненно более спокойную и прагматичную позицию, чем Саакашвили, и уже делает конкретные шаги по восстановлению торговых и гуманитарных связей между нашими странами. А большего, честно говоря, России от Грузии сейчас и не надо.

Так или иначе, после избрания представителя «Грузинской мечты» президентом уже в первом туре, да еще и с ощутимым отрывом, власть в стране полностью консолидировалась. Президент, парламентское большинство и премьер-министр будут представлять одну политическую силу. Мучительный период двоевластия, вызванного затянувшимся уходом Саакашвили, наконец закончился. Интрига пока лишь в том, кто же станет премьером (и реальным руководителем страны по новой конституции) после обещанного ухода Иванишвили в спонсорскую деятельность. Но в любом случае Грузия уже учится жить без Саакашвили.