Царствуй, глядя на Баку

Виген АКОПЯН, журналист

05.06.2015

Кремль продолжает наращивать активность в южном направлении. Это связано отнюдь не с желанием поглотить соседей или навязать им некую собственную систему координат, как об этом твердят на Западе. Исторически так сложилось, что если Россия не занимается решением проблем Кавказа и Закавказья, то они начинают «заниматься» Россией, в буквальном смысле приходя в дом к каждому россиянину. 

Очевидно, что проблемы на собственном «заднем дворе» необходимо решать в режиме онлайн. Эта задача усложняется ныне атмосферой беспрецедентного западного давления — американская дипломатия, заинтересованная в создании очагов напряженности по периметру российских границ, особое внимание уделяет проблеме Нагорного Карабаха.

Не случайно визит Владимира Путина в Баку, намеченный на 12 июня, уже оброс острыми оценками и прогнозами. Пожалуй, наиболее симптоматическим стало заявление армянского замминистра иностранных дел Сергея Манасаряна о том, что на сегодня планов по включению Азербайджана в состав Евразийского экономического союза нет. Возникает закономерный вопрос — у кого нет таких планов?

Если судить с позиции Москвы, то совершенно ясно, что подключение Баку к ЕАЭС будет огромным внешнеполитическим успехом, открывающим большие горизонты как для самого союза, так и для его участников. То есть интерес у России — прямой, а значит, пусть не четко намеченный план, но некая перспективная очередность действий по достижению данного результата у Москвы должна быть. 

Теперь обратимся к Азербайджану. Здесь прекрасно понимают, что ЕАЭС остается единственной реальной объединяющей площадкой в Закавказье и, что еще более важно, серьезным стабилизирующим фактором для республик Средней Азии, близких к Баку не только ментально, но и политически. Кроме того, интерес к ЕАЭС проявляют такие местные тяжеловесы, как Иран и Турция, что исключает нахождение Азербайджана в роли пассивного наблюдателя. Наступление радикального ислама, провал европейской интеграционной политики и ослабление влияния США на Ближнем Востоке — вот три причины, по которым планы на сближение с ЕАЭС вполне могут вынашивать не только в Баку, но даже в Тегеране и Анкаре. 

А теперь вернемся к Армении. Та однозначность и поспешность, с которой здесь отметают перспективу присоединения Азербайджана к ЕАЭС, естественно, связана с проблемой Нагорного Карабаха. Непризнанная республика сейчас фактически является территорией ЕАЭС, ведь никаких ограничений на карабахской границе с членом союза Арменией нет и вряд ли намечается. Таким образом, путь в ЕАЭС лежит для Азербайджана через Нагорный Карабах — разблокирование границ и торговли, восстановление коммуникаций и нормальной жизнедеятельности простых людей. 

Разумеется, армянские эксперты опасаются, что за геополитический выбор Баку придется платить Еревану. Но насколько мотивированы такие опасения и как, если не совмещением взаимных выгод и экономической интеграцией, преодолеть вражду? Тут весьма показателен балканский опыт. 

На днях состоялся исторический визит премьер-министра Сербии Александра Вучича в Албанию. Обе страны признали, что их главный приоритет — мирная интеграция в составе ЕС, снятие обоюдных претензий и урегулирование косовского конфликта в рамках единого пространства. Нам остается лишь пожелать удачи балканским политикам, даже учитывая, что отношения ЕС и России переживают не лучшие времена. Мир — превыше всего, тем более, когда противники договариваются, осознавая общие риски и преимущества. 

Возникает резонный риторический вопрос: почему бы президентам Армении и Азербайджана не сесть вдвоем за стол переговоров и не убрать дамоклов меч, висящий над их народами вот уже столько десятилетий? Если этого не произошло до сих пор, то либо у карабахской проблемы нет решения, либо одна из сторон — или обе — просто не заинтересованы в поиске развязки. 

История с Украиной продемонстрировала, что параллельное развитие проектов ЕАЭС и «Восточное партнерство» на просторах СНГ невозможно. Один из них обязательно станет формальным, поскольку мы имеем дело с геополитической конкуренцией, в которой лишь малая толика интересов может быть совмещена гармонично. Также и подготовка Еревана к подписанию так называемого Ассоциативного соглашения-«лайт» с Евросоюзом, скорее всего, страховочный механизм на случай интенсивного сближения России с Азербайджаном и Турцией. С другой стороны, опыт Грузии, являющейся важнейшим элементом в закавказской мозаике, показывает, что экономическая интеграция с далекими ЕС или США не компенсирует потери от разрыва с Россией. Более того, присоединение Грузии к ЕАЭС — единственный путь к полному восстановлению доверия в регионе, равно как и возможность возобновить диалог Тбилиси с Абхазией и Южной Осетией. 

Центробежные процессы в постсоветских республиках сегодня, спустя 24 года после распада СССР, не ослабли. Появление в Закавказье и Средней Азии «третьей силы» — Вашингтона и Брюсселя — только ускорило дезинтеграцию. Россия предлагает первым делом восстановить экономический климат, что рано или поздно приведет и к политическому потеплению. Вот почему глава МИД РФ Сергей Лавров подвел однозначный итог — карабахский конфликт затянулся и должен быть урегулирован. Именно поэтому планы по интеграции Азербайджана в ЕАЭС, скорее, есть, чем нет. Именно поэтому от переговоров Путина и Алиева 12 июня стоит ожидать ключевого прорыва.


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции