Генералиссимус против Маршалла

Вадим БОНДАРЬ, публицист

05.06.2015

июня отмечается годовщина события, оказавшего огромное влияние на современное мироустройство. В этот день 1947 года госсекретарь США Джордж Маршалл произнес свою знаменитую речь о необходимости оказания помощи в восстановлении послевоенной Европы. Позже эта программа получила известность как план Маршалла. Который и дал старт наблюдаемому сейчас процессу глобализации — по американскому сценарию и под американской же доминантой. 

По итогам Второй мировой войны главным выгодополучателем оказались США. Своими ленд-лизами и прочей «бескорыстной» помощью воюющим странам они обобрали всех, кого могли. Включая ближайших союзников. Так, к 1944 году англичане и австралийцы практически полностью исчерпали свои золотые резервы, расплачиваясь с американцами. А заокеанские «друзья», напротив, за тот же период значительно увеличили свои закрома. Если в 1938 году американский золотой запас составлял 13 000 тонн, то в 1945-м — 17 700, то есть примерно 60% мирового. Помимо этого, за годы войны в США было построено 2800 новых заводов, количество предприятий с численностью работающих свыше 10 000 человек выросло в семь раз. 

Лежавшая в руинах Европа давала уникальный шанс применить весь этот потенциал для достижения глобального доминирования. И американцы им незамедлительно воспользовались. В конце июня 1947 года по их инициативе в Париже было созвано совещание министров иностранных дел стран-победительниц. США предложили создать специальный комитет из представителей присутствующих держав, который бы занялся восстановлением Европы. Идея прекрасная. Если бы не два «но». Первое: комитет получал самые широкие полномочия в отношении экономических ресурсов, промышленности и торговли европейских стран в ущерб их национальному суверенитету. И второе — поскольку финансировали помощь США, то и диктовать условия в комитете собирались они. Как это сегодня происходит во всех созданных ими так называемых международных организациях типа МВФ и Всемирного банка. Как только представители СССР заговорили о праве получателей «помощи» самостоятельно распоряжаться своей экономикой и о других подобных положениях, на которых Россия настаивает и сегодня, совещание зашло в тупик. Но американцев это не остановило. 4 апреля 1948 года конгресс США принимает закон «Об экономическом сотрудничестве», предусматривавший четырехлетнюю программу экономической помощи всем странам, кто примет американские условия. 

План Маршалла преследовал триединую цель. Во-первых, уменьшить влияние СССР в Европе и мире. Выкорчевать, где это возможно, малейшие ростки социализма-коммунизма, заместив их своим влиянием, в том числе и военно-политическим. Во-вторых, доллару, опиравшемуся на гигантские золотые запасы, была необходима активная экспансия. Этому способствовали такие условия предоставления помощи, как обязательное поощрение частных американских инвестиций, свободный доступ американских товаров, создание отделений американских банков, установление выгодного США курса валют... Кроме того, займы и безвозмездные ссуды выделялись Соединенными Штатами не целиком, а частями, по мере исполнения странами оговоренных условий. Американцы — это вам не Горбачев, с ними не забалуешь. В-третьих, реализация плана Маршалла давала возможность создания в Европе плацдарма для дальнейшего продвижения Западного (читай — американского) проекта по всему миру. И в первую очередь на восток. 

А что же СССР? Наша страна, несмотря на чудовищные разрушения, тоже вышла из войны полная сил. Сохранила значительный золотой запас, в 1947-м отменила продовольственные карточки. В то время как в Великобритании карточная система просуществовала до 1954 года. Более того, в начале пятидесятых там даже прошли забастовки шахтеров, которые требовали обеспечить им уровень жизни, как у шахтеров СССР. Эта экономическая основа позволила Сталину разработать свой «план Маршалла». 

Он предусматривал три этапа. Первый — восстановление при помощи Советского Союза экономического потенциала стран народной демократии и социалистической ориентации. Причем на максимально льготных, а порой безвозмездных условиях, с одновременным повышением уровня жизни населения. Второй — создание с этими государствами свободного рынка капиталов, товаров и услуг. Третий — в случае успеха проекта и роста его привлекательности вовлечь в него как можно больше стран мира, в том числе и не разделявших социалистические идеи. 

План этот при жизни Сталина успешно реализовывался. В 1950-м промышленность СССР превысила довоенный уровень производства на 73%. В том же году Советский Союз «отвязал» рубль от доллара и перевел его на постоянную золотую основу. Успехи в развитии сталинского плана позволили в апреле 1952 года провести в Москве международное экономическое совещание с участием 49 стран (для сравнения: в Бреттон-Вудской конференции 1944 года, определявшей послевоенные валютно-финансовые отношения между государствами, участвовали 44 страны). На встрече в Москве было предложено создать в противовес американской экспансии «общий рынок товаров, услуг и капиталовложений социалистических и развивающихся стран» без долларовых расчетов. Однако со смертью Сталина похороненными оказались и все достигнутые на этом направлении успехи. Хрущев дал согласие на торговлю за американскую валюту, «закопал» многие другие перспективные проекты. А ведь Сталин предупреждал, критикуя Иосипа Броз Тито за его тягу к доллару: «Рано или поздно Запад Югославию «обвалит» экономически и расчленит политически».

Его слова сбылись в 1990-е годы. Не только для Югославии, но и для СССР. Украина, попытки изоляции России и даже скандал вокруг FIFA свидетельствуют о том, что вопрос «двух планов» в широком смысле не потерял актуальности. Западный проект вовсе не безальтернативен. История с нашим ответом на план Маршалла это уже доказала.


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции